Экономика, 08 июл 2011, 18:50

В.Путин взялся за бензиновый кризис: нефтяникам выдвинуты жесткие условия

Премьер-министр Владимир Путин после недавнего бензинового кризиса сам лично взялся за решение проблемы дефицита топлива в стране и в ходе сегодняшнего совещания по нефтепереработке дал несколько поручений, призванных раз и навсегда разрешить сложившуюся ситуацию.
Читать в полной версии

Прежде всего, глава правительства призвал нефтяные компании согласовывать планы по ремонту НПЗ с профильными ведомствами и резервировать топливо. Также В.Путин считает необходимым закрепить нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти и выравнять пошлины на сырую нефть и темные нефтепродукты.

Нефтяники сказали нет обновлению НПЗ

В качестве основных причин весеннего дефицита топлива в стране эксперты не раз называли устаревшие НПЗ, дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и отсутствие конкуренции. Признал это сегодня на совещании в городе Кириши и премьер. По его словам, большинство нефтяных компаний не выполнили свои обязательства по наращиванию глубокой переработки нефти.

При этом, как отметил В.Путин, эти компании в полной мере воспользовались льготой в виде пониженных таможенных пошлин на нефтепродукты. В свое время нефтяные компании заверяли государство, что вложат средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, в развитие глубокой нефтепереработки. "Однако в результате качественного обновления российских НПЗ не произошло, напротив, вырос экспорт мазута и некондиционного топлива", - указал глава российского правительства.

В.Путин также обратил внимание на наличие инвестиционных возможностей у компаний, напомнив, что по итогам прошлого года крупнейшие компании отрасли выплатили около 8 млрд долл. в качестве дивидендов. При этом недофинансирование их обязательств за 2008-2010гг. составило 2 млрд долл.

Нет новых НПЗ – нет прибыли

Для нефтяных компаний, который не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, премьер уже придумал наказание – правительство будет изымать у них необоснованно полученную прибыль. При этом В.Путин поддерживает идею подписания юридически обязывающих соглашений между нефтяными компаниями с одной стороны и ФАСом, Ростехнадзором и Росстандартом - с другой.

По данным премьера, соглашения об исполнении программ строительства и реконструкции НПЗ уже подписали "Роснефть", "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, "РуссНефть", "Альянс", "Сургутнефтегаз", "Башнефть" и "Зарубежнефть". "Мы пойдем навстречу только тем компаниям, которые подпишут соглашения, в том числе по порядку и срокам введения новых техрегламентов на нефтепродукты. Однако в случае срыва обязательств по техническому перевооружению мы оставляем за собой право применить санкции, включая изъятие необоснованно полученной прибыли", - сказал премьер.

Такие соглашения должны быть утверждены советами директоров компаний, уточнил глава правительства.

Вместе с тем В.Путин отметил необходимость получения большого числа разрешений для развития вторичной переработки. В связи с этим он поручил профильным ведомствам подготовить предложения по упрощению этой системы. Премьер сказал, что для этого нужно либо создать межведомственную структуру, которая будет выдавать разрешения в режиме одного окна либо ввести заявительный порядок, включающий соответствующие обязательства компаний.

Согласовывать ремонт и резервировать топливо

Придумал премьер и как избежать сезонного дефицита бензина. Для этого, по его мнению, нужно всего лишь согласовывать планы по ремонту НПЗ с Минэнэрго и Ростехнадзором и при этом дополнительно резервировать топливо. "Все плановые ремонтные работы на НПЗ должны быть синхронизированы, чтобы одновременная остановка НПЗ не дестабилизировала бы рынок, не порождала искусственный дефицит и, не дай бог, не вызвала бы трудностей в прохождении осенне-зимнего сезона", - сообщил В.Путин.

В то же время он отметил, что зачастую ремонты установок как первичной, так и вторичной переработки нефти запланированы на одни и те же сроки. В этой связи глава правительства считает целесообразным резервировать топливо заранее при проведении плановых ремонтных работ.

В свою очередь глава Минэнерго Сергей Шматко сообщил, что нефтяные компании подпишут соглашения с "Роснефтегазом" о создании на ее базе системы резервирования топлива. "Важной мерой для обеспечения стабильности внутреннего рынка должна стать система резервирования нефтепродуктов. Мы планируем сформировать ее на базе ОАО "Роснефтегаз", - подчеркнул министр.

По его словам, соответствующие переговоры с нефтяными компаниями уже проведены и их представители согласились с необходимостью создания такой системы и участия в ней. "Начата подписная компания", - сказал он.

Безусловный приоритет

Безусловно приоритетным для всех российских нефтяников с сегодняшнего дня должен стать внутренний рынок, считает премьер. По его словам, потребность в нефтепродуктах будет только увеличиваться, и в этой связи профильным ведомствам поручено подготовить баланс производства и потребления на все основные виды топлива и нефтепродуктов.

При этом В.Путин предлагает закрепить обязательства по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в лицензиях на разработку месторождений с запасами от 5 млн тонн нефти. "Объем обязательств компаний по обеспечению внутреннего рынка должен быть пропорционален объемам добываемой нефти", - сообщил он, добавив, что мелкие компании можно "оставить за скобками".

Поменять график "Транснефти"

В случае же невыполнения поручения по превращению российского рынка в приоритетный правительство РФ может рассмотреть возможность корректировки экспортных графиков компании "Транснефть". Как заметил В.Путин, изменения схемы взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, по мнению экспертов, могут повлечь небольшой рост цен на эту продукцию. В связи с этим он поручил ФАС продолжать мониторинг цен на внутреннем рынке и в случае необоснованного их роста принимать самые "жесткие меры". Он также не исключил, что если эти меры не дадут результата, то придется вернуться к повышению таможенных пошлин.

В.Путин также призвал представителей компаний не доводить ситуацию до того, чтобы власти были вынуждены "поправить экспортные графики компании "Транснефть".

Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
Как долгая карьера на одном месте работает против вас
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы