Экономика, 08 июл 2021, 00:00

Счетная палата оценила долю неконкурентных госзакупок в пандемию

Три четверти закупок проводится с единственным поставщиком
Лишь четверть всех госзакупок в 2020 году осуществлялась на конкурентной основе, следует из доклада Счетной палаты. Рост стоимости контрактов, заключенных с одним поставщиком, аудиторы и эксперты связывают с пандемией
Читать в полной версии
Фото: Игорь Коваленко / EPA / ТАСС

Счетная палата России проанализировала данные по госзакупкам за 2020 год и оценила долю «неконкурентных» закупок по 44-ФЗ (регулирует закупки министерств и ведомств) почти в 75%.

Как полагают аудиторы, отчасти причиной нерыночных ведомственных закупок послужила сложная эпидемиологическая обстановка из-за COVID-19. Пандемия была официально признана обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем стали возможны покупки у единственного поставщика при условии, что приобретаемые товары, работы или услуги используются для предупреждения или ликвидации последствий эпидемии.

Закупки у одного поставщика

Как утверждается в традиционном ежегодном отчете Счетной палаты, общий объем неконкурентных госконтрактов, заключенных в 2020 году, составил 74,1% от всех контрактных соглашений, осуществленных на основании 44-ФЗ. Как уточнили РБК в пресс-службе ведомства, это 6,6 трлн руб. из общего объема госзакупок на 8,9 трлн руб. Аудиторы отмечают, что по сравнению с 2017 годом, когда эта доля составляла 57,1%, показатель вырос на 17 п.п.

В новом докладе не приводятся сопоставимые показатели по неконкурентным закупкам госорганов за предыдущие годы, однако в прошлогоднем аналогичном отчете (.pdf) сообщалось, что доля неконкурентных закупок по 44-ФЗ составляла даже больше — 76%.

Под неконкурентными госзакупками Счетная палата понимает как прямые закупки госорганов у единственного поставщика (то есть априори неконкурентные), так и несостоявшиеся конкурентные изначально закупки, которые привели к закупкам у одного поставщика (например, потому что на конкурс заявился только один исполнитель). Объем закупок по 44-ФЗ, изначально заявленных как закупки у единственного поставщика, в 2020 году составил 1,85 трлн руб., следует из данных Минфина (.pdf).

Сокращение практики закупок у единственного поставщика фигурировало как одна из целей в Национальном плане развития конкуренции в России на 2018–2020 годы, но большинство федеральных органов «формально подошли к исполнению» этого плана, утверждает Счетная палата. В предыдущих отчетах ведомство называло преобладание таких закупок «системной проблемой», которая в том числе проистекает из наличия неформальных связей между заказчиком и поставщиком.

Эпидемия коронавируса предсказуемо обусловила необходимость срочных закупок государством лекарственных средств и медицинского оборудования вне конкурсных процедур, признает Счетная палата. «В период пандемии резко возросла потребность в средствах индивидуальной защиты, медикаментах, специальном оборудовании, медицинских услугах. При этом важнейшую роль играл временной фактор осуществления закупок. Во многом из-за этого в 2020 году увеличился объем закупок у единственного поставщика», — говорит аудитор Алексей Каульбарс (его слова приводятся в сообщении Счетной палаты).

Роль пандемии

По мнению генерального директора электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимира Лишенкова, в росте доли неконкурентных закупок действительно нет ничего хорошего, но ситуация не настолько критична, чтобы сильно беспокоиться по этому поводу. «В прошлом году мы наблюдали существенный рост закупок у единственного поставщика. Это объяснимо пандемией: заказчикам нужен был простой и удобный формат закупок. На нашей площадке рост числа таких процедур составил 38%, а их сумма выросла на 60% по сравнению с 2019 годом», — сказал Лишенков РБК.

«Разумеется, неконкурентные госзакупки девальвируют саму идею, заложенную в них федеральным законом 44-ФЗ. Однако в прошлом году такой формат был скорее спасением как для заказчиков, особенно при закупках медицинских препаратов, жизненно важной продукции, так и для участников, которые еще не были готовы участвовать в больших госзакупках. О кризисе госзакупок я бы не говорил», — резюмирует гендиректор «РТС-тендер». Общий объем закупок у единственного поставщика, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы (в 2020 году — пандемией), вырос в 6,7 раза по сумме контрактов, с 54 млрд руб. в 2019 году до 361 млрд руб. в 2020-м, указано в докладе Счетной палаты.

Увеличение доли неконкурентных закупок обусловлено распространением коронавируса и связано в том числе с решениями, принимаемыми на законодательном уровне — с единственной целью оперативно разрешать трудности по части исполнения государственных обязательств, согласен управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Склоняться к мнению, что система была дискредитирована, мы бы не торопились, поскольку функционировать ей пришлось в сложных условиях регулярного экономического стресса и повышенного спроса на определенные группы товаров», — рассуждает Жарский. Однако он не исключает и усугубления проблем, таких как низкая эффективность действующей системы, рост отпускных цен и коррупционная составляющая. Регулярное совершенствование закона о госзакупках носит скорее «бумажный» характер и мало влияет на его практическое применение, считает эксперт.

«В условиях острой потребности заказчиков в приобретении товаров, в первую очередь медицинского оборудования и лекарств, которые нужно было поставить со сроком «завтра», закупка у единственного поставщика была фактически неизбежной мерой, гарантирующей обеспечение жизненно важными товарами и услугами», — подтверждает старший юрист антимонопольной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Игорь Гаврилов. Это отразилось и в высокой доле конкурентных процедур, в которых принимал участие только один исполнитель, — около 60%. «Вероятнее всего, это стало следствием неопределенности среди участников с возможностью исполнить контракт в условиях закрытых границ, нестабильных цен и непредсказуемых сроков поставки товаров», — сказал Гаврилов.

В России также есть закон 223-ФЗ, который регулирует закупки госкомпаний и госкорпораций. Закупки в рамках этого регулирования в 2020 году составили 19,9 трлн руб., снизившись по сравнению с показателем 2019 года (21,2 трлн). В прошлогоднем докладе Счетная палата оценивала долю неконкурентных закупок по 223-ФЗ на уровне 86%, то есть еще больше, чем в закупках госорганов, но при этом основу таких закупок по 223-ФЗ составляли закупки, осуществленные «прочими способами» (заказчики зачастую специально их используют для маскировки неконкурентных элементов). По итогам 2020 года Счетная палата не проводила анализ неконкурентных закупок по 223-ФЗ, уточнили в пресс-службе ведомства.

Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки