Экономика, 08 дек 2021, 15:49

Чубайс сравнил углеродный налог с кувалдой и предостерег от «лайт 90-х»

По словам Чубайса, России не нужны «лайт 90-е», которые могут произойти, если страна не пойдет по пути энергоперехода. Но этот переход должен начаться не с возобновляемой энергетики, а с социальной политики, убежден он
Читать в полной версии
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Специальный представитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс на конференции «Будущее возобновляемой энергетики в России», организованной газетой «Ведомости», заявил, что энергопереход в России должен начинаться не с возобновляемой энергетики, а с социальной политики, передает корреспондент РБК.

«Если меня спросите, с чего начинать энергопереход в России, я вам дам неожиданный ответ — не с возобновляемой энергетики. С социальной политики. Преобразования такого масштаба несут с собой колоссальные структурные изменения — отраслевые, региональные», — сказал Чубайс.

По его словам, в этой сфере предстоит преобразование подхода: от предоставления помощи отдельным категориям граждан (женщинам, детям, пенсионерам) к индивидуальной поддержке тех, кто фактически получает низкие доходы. «Цифровизация дает возможность перейти от поддержки по категориям к поддержке по доходу. Я очень люблю свою внучку, но не должна она получить выплаты за коронавирус», — добавил он.

Чубайс подчеркнул, что Россия долгие годы живет в логике последовательного снижения тарифов на электроэнергию, «так как у нас тариф растет не выше инфляции». России, как отмечает он, предстоит столкнуться с радикальным сокращением спроса на российский экспорт в том случае, если она не пойдет по пути энергоперехода. По его мнению, к 2035 году Россия только на потере экспорта лишится 10% ВВП, если не будет ничего делать для энергоперехода. «Внутри сидит трансграничный углеродный налог, но это очень небольшая часть. 10% ВВП — это совсем взрослая история, нам точно не надо 90-е лайт устраивать. Трансграничным налогом занимается Минфин, но это не самый главный риск для России», — убежден Чубайс.

«Масштаб проблемы введения трансграничного углеродного налога в сравнении с масштабом влияния на Россию европейского «Зеленого курса» один к десяти. Да, налог — это кувалда. Но только запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года в рамках «Зеленого курса» — это ударная штука. Нетрудно догадаться, что произойдет с рынком нефтепродуктов. А до этого будет идти снижение объема производства (таких автомобилей. — РБК) и объема рынка, что может привести к последствиям для других отраслей», — считает спецпредставитель президента.

Он также заявил, что Россия категорически не согласна с тем, когда ей заявляют о готовности покупать только «зеленый» водород. «Это категорически неприемлемо. Я могу понять, если скажут: мы готовы покупать водород, если у него будут выбросы CO2 не более чем... Так можно. А «зеленый» хочу, а другой не хочу — так нельзя, это дискриминация. Дайте мне определить технологию, которой я буду пользоваться: паровая конверсия метана или электролиз, — это мой вопрос. Вы предъявляете требования к продукту, и это справедливо, предъявлять требования к технологии его производства — несправедливо», — заметил Чубайс.

Еврокомиссия в середине июля официально представила проект регламента по трансграничному корректирующему углеродному механизму (англ. Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), одним из элементов которого является трансграничный углеродный налог. Он подразумевает, что производители, которые поставляют в ЕС продукцию с высоким углеродным следом, должны будут платить за выбросы парниковых газов при создании их продукции и товаров. Согласно проекту, при ввозе в ЕС цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия через несколько лет необходимо будет покупать специальные сертификаты, которые и будут аналогом углеродного налога. Москва расценивает CBAM как протекционистскую меру и дополнительный источник дохода для бюджета Евросоюза в условиях кризиса. Ранее РБК, используя методологию Министерства экономического развития России, оценил российский экспорт, подпадающий под действие CBAM, в €7 млрд. Позднее Минэкономразвития подсчитало, что дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога ЕС составит €50,6 млрд до 2030 года.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и три компании («Газпром нефть», НЛМК и UC Rusal) направили в Еврокомиссию замечания по углеродному налогу на ввозимые в ЕС товары. Они считают, что в текущем виде проект может нарушить правила ВТО, создавая преференции для бизнеса в Европе.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам