Британские компании назвали кризис на Украине одним из основных рисков
Украинский кризис, формально пока не повлиявший на финансовые отношения России и Европы, беспокоит 57% опрошенных участников рынка, сообщил сегодня Банк Англии. Регулятор дважды в год проводит опрос, ориентированный на риск-менеджеров британских банков, крупные иностранные финансовые институты, девелоперские компании и управляющих активами, - они должны указать пять рисков, которые могут оказать наиболее сильное воздействие на финансовую систему Великобритании.
Геополитический риск вышел на второе место по частоте упоминания респондентами (57%), в то время как еще в октябре лишь 13% опрошенных отмечали этот фактор среди существенных угроз. За все время существования опроса Банка Англии (проводится с 2008г.) фактор риска, связанный с геополитическими проблемами, не превышал 10-13%.
В докладе отмечается, что все респонденты в контексте геополитических рисков говорили именно о конфликте России и Украины. Опрос проводился в апреле-мае этого года.
Формально действующие санкции Запада против России не ограничивают финансовые операции с российскими компаниями. В европейском санкционном списке, в отличие от американского, пока нет даже российских бизнесменов и компаний. Великобритания, в дополнение к "адресным" санкциям ЕС, ограничилась только приостановкой экспорта в Россию оружия и товаров двойного назначения.
Тем не менее точечные санкции США и постоянно обсуждаемая тема более широких, "секторальных" санкций вносят серьезные коррективы и в бизнес европейских компаний. К примеру, они вынуждены с особой тщательностью проверять каждую операцию с российскими контрагентами, выясняя, не стоят ли за ними лица, попавшие в американские санкционные списки, или связанные с ними компании. В связи с этим 36% респондентов Банка Англии назвали геополитический риск наиболее трудной для управления категорией рисков. Лондон - глобальный финансовый центр, и его участники обязаны проявлять особую бдительность в деле соблюдения санкционных режимов.
Даже непреднамеренное нарушение санкций не избавляет компании от жестких штрафов со стороны американских регуляторов. Под горячую руку может попасть любая компания, так или иначе связанная с США (например, имеющая филиал в Америке). Пример французского банка BNP Paribas, который может выплатить властям США более 10 млрд долл. за урегулирование претензий о несоблюдении санкционных режимов в отношении Ирана, Кубы и Судана, заставляет многие компании перестраховываться и отказывать в транзакциях лицам, которые напрямую не числятся в санкционных списках.
На прошлой неделе стало известно, что британские банки HSBC и Lloyds Bank отказались финансировать сделку BP с "Роснефтью" по покупке нефти. Британской компании нужен был кредит, чтобы предоставить "Роснефти" предоплату. "Роснефть" не входит ни в какие санкционные списки, но ее глава Игорь Сечин находится под персональными санкциями.
Алена Сухаревская