Экономика, 09 окт 2002, 19:18

Госдума начинает реформу электроэнергетики

Государственная дума РФ приняла в среду в первом чтении пакет из шести законопроектов по реформе электроэнергетики: "Об электроэнергетике", " О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике", "О внесении изменений и дополнений в закон "О государственном регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию в РФ", "О внесении изменений и дополнений в закон "О естественных монополиях", "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ", "О внесении изменений в закон "Об энергосбережении".
Читать в полной версии

За важнейший из законопроектов - "Об электроэнергетике" - проголосовал 261 депутат (требовалось 226 голосов), против высказались 152 парламентария, воздержался один. Законопроект предусматривает разделение конкурентных видов бизнеса (генерация и сбыт электроэнергии) и монопольных видов бизнеса (передача электроэнергии и диспетчеризация). Государство будет увеличивать свою долю собственности в Федеральной сетевой компании и Системном операторе и снижать в генерации и сбыте. Кроме того, за государством остается право регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию в энергозамкнутых регионах, а также право регулирования предельного уровня тарифов на услуги Системного оператора и Администратора торговой системы и платы за технологическое присоединение к сетям.

За регионами остается право регулировать сбытовую надбавку для гарантирующих поставщиков, тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям, на теплоэнергию и на водные ресурсы.

При реформировании электроэнергетики во вновь создаваемых компаниях предусматривается пропорциональное разделение акций между собственниками.

Представляя депутатам законопроект, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов отметил, что закон нуждается в дополнениях, однако концептуальные положения, заложенные в постановлении правительства №526 в июле 2001 года, не должны изменяться.

В принятом сегодня же законопроекте "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий" предусматривается регулирование правительством тарифов на товары и услуги естественных монополий ежегодно в расчете на финансовый год. При этом тарифы будут устанавливаться ежегодно до принятия закона о бюджете на очередной год. Данный законопроект был внесен депутатом Госдумы Валерием Зубовым и не был поддержан правительством, а также думским Комитетом по энергетике, транспорту и связи. За принятие законопроекта проголосовали 387 депутатов, против высказался один, воздержавшихся не было.

В другом принятом законопроекте - "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях" - предлагается расширение сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям по электроэнергетике, введение услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, которые носят естественно-монопольный характер в силу технологической особенности функционирования рынка электроэнергии. Такое диспетчерское управление направлено на централизованный оперативный контроль и координацию управления технологическими процессами в электроэнергетике через обеспечение равномерности загрузки технических устройств электростанций и электросетей, непрерывность, бесперебойность и экономичность выполнения всех процессов основного производственного цикла. Данный законопроект поддержали 258 депутатов, 146 высказались против и один воздержался.

Напомним, противники пакета законопроектов по реформе электроэнергетики, в первую очередь депутаты фракции "Яблоко", считают, что в данных законопроектах отсутствуют меры по предотвращению создания естественных монополий в энергозамкнутых регионах. Они отмечают также, что нынешний вариант предусматривает ограничение прав собственников объектов электроэнергетики со стороны Федеральной сетевой компании, тогда как ФСК является коммерческой организацией, и ограничение прав с ее стороны противоречит Конституции РФ.

"Яблоко" подчеркивает необходимость сохранения доминирующей роли государства в генерации, передаче и сбыте электроэнергии в изолированных энергосистемах Дальнего Востока, Севера и Сибири. Также указывается на целесообразность принятия отдельного закона по разграничению полномочий в сфере регулирования электроэнергетики между центром и регионами. Фракция, кроме того, выступает против гарантирования государством коммерческих рисков собственникам объектов электроэнергетики и гарантирования минимального уровня доходности. В целом, по мнению "яблочников", в предложенном правительством законопроекте отсутствует механизм реализации реформ. Вместо этого правительство в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона "Об электроэнергетике" намерено принять 27 нормативных актов, которые якобы "наполнят реформу электроэнергетики содержанием".

Ссылки по теме:

  • А.Чубайс объявит мораторий на продажу активов РАО ЕЭС, 25.09.02
  • Приватизация акций Газпрома и РАО ЕЭС из госдоли в 2003г. не планируется, 20.09.02
  • РАО ЕЭС: А.Илларионов вводит деловой мир в заблуждение, 19.09.02
  • А.Илларионов: Происходящее в РАО ЕЭС – национальный позор, 19.09.02
  • Pro
    «Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
    Pro
    Дело Блиновской: какие выводы из него надо сделать и чему учат ее ошибки
    Pro
    Чистая прибыль «Магнита» двукратно выросла за год. Каких дивидендов ждать
    Pro
    Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
    Pro
    Новые ограничения по валютному законодательству-2024: как они работают
    Pro
    Гайд по витаминам: какие бывают, откуда получить и чем могут быть опасны
    Pro
    Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
    Pro
    Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России