По итогам I квартала дефицит бюджета РФ составил 50 млрд руб.
Минфин опубликовал в четверг, 9 апреля, результаты исполнения федерального бюджета за первые три месяца 2009г. Согласно представленным данным, в марте, как и месяцем ранее, бюджет был исполнен с дефицитом, составившим 183 млрд руб., или 6,2% ВВП (244 млрд, или 8,8% ВВП в феврале). Всего по итогам I квартала дефицит составил 50 млрд руб. (0,6% ВВП). Расходы бюджета в марте были на уровне предыдущего месяца - 693 млрд руб. По сравнению с мартом 2008г. они выросли на 46%. По итогам квартала расходы превысили уровень 2008 г. на 33,6%. Можно констатировать, что в условиях кризиса Минфин осуществляет активную бюджетную политику, отмечает директор аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов. Для финансирования бюджетного дефицита Минфин осуществил продажу валюты из Резервного фонда Центробанку на общую сумму 600 млрд руб. (в апреле запланировано изъятие из Резервного фонда такой же суммы), отмечает эксперт. Эти средства поступили на единый счет федерального бюджета. "Свободные бюджетные средства Минфин в апреле начал размещать на депозитах в коммерческих банках. На первом аукционе было размещено 60 млрд руб. под ставку чуть выше 15% годовых, второй аукцион состоится на следующей неделе, банкам будет предложено 50 млрд руб. на три месяца. Данные аукционы Минфин рассматривает как возможность увеличить доходы бюджета", - говорит К.Тремасов. Ведущий экономист НБ "Траст" Евгений Надоршин отмечает, что представленная Минфином статистика в целом выглядит не так плохо, как можно было бы предположить, особенно в доходной части. "В частности, суммарные доходы федерального бюджета за I квартал ниже аналогичного показателя 2008г. Более того, дефицит не слишком велик, да и в марте по сравнению с февралем доходы подросли, что может вызывать определенный оптимизм", - говорит аналитик. Однако он не исключает, что детали могут оказаться не такими уж позитивными. Во-первых, относительно скромный, по сравнению с заложенным в бюджет (около 3 трлн руб.), дефицит свидетельствует о возможном неинтенсивном воплощении антикризисного плана, полагает Е.Надоршин. Следовательно, и скорого эффекта от мер, может быть, ожидать не следует. Во-вторых, значительный вклад (гораздо больший, чем годом ранее) в январские доходы внесли процентные доходы от управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния в 2008г., перечисленные Банком России в январе в размере почти 270 млрд руб., что является разовым перечислением, напоминает экономист. "В-третьих, из-за изменения в принципах взимания НДС средства, поступающие в бюджет в I квартале 2009г., де-факто перечисляются за IV квартал 2008г. Более того, рассрочка квартального платежа фактически сгладит те прошлогодние пики налоговых поступлений в апреле, июле и октябре, которые принесли в бюджет 2008г. более трети всех доходов. К этому же приведет и переход с авансовых платежей по налогу на прибыль на уплату по фактически полученной прибыли", - говорит Е.Надоршин. Еще одна причина для беспокойства, по его мнению, кроется в том, что бюджет еще не полностью ощутил снижение налогов на труд, поскольку увольнения еще не закончились, сокращение заработной платы тоже не до конца себя исчерпало. Официальные прогнозы также предполагают, что основной дефицит бюджета проявится во II, III и, возможно, IV кварталах года, поскольку на это время приходятся основные расходы. По итогам года правительство ожидает доходы бюджета на уровне 6,7 трлн руб. (16,6% ВВП), расходы запланированы в размере 9,7 трлн руб. (24% ВВП). "Дефицит бюджета в размере 3 трлн руб. (7,4% ВВП) предполагается финансировать за счет средств Резервного фонда (4,1 трлн руб. на начало апреля). Отметим, что пока цена нефти (в среднем около 44 долл. с начала года) превышает заложенные в бюджет 41 долл. При 50 долл. за барр. (сейчас консенсус ближе к этой цифре, чем к 41 долл. за барр.) доходы бюджета превысят 7 трлн руб., а дефицит может составить 2,5-2,6 трлн руб. (6,1-6,3 % ВВП)", - полагает К.Тремасов. Quote.rbc.ru