Газпром и "Группа Е4" готовы к внесудебному решению споров
"Для нас, конечно, является приоритетным внесудебный порядок по данному процессу. Но жизнь покажет - переговоры идут", - отметил Д.Федоров.
Напомним, что 6 апреля ОГК-2 направила в адрес "Группы E4" уведомление о расторжении договора подряда на изготовление двух парогазовых энергоблоков общей мощностью 800 МВт для Ставропольской ГРЭС, а 27 апреля расторгла его. Причиной расторжения договора стал, по мнению представителей Газпрома, срыв "Группой E4" сроков запланированных этапов работ.
"С точки зрения бизнес-этики и правоустанавливающих документов, юридической позиции, действия ОГК-2 по Ставропольской ГРЭС считаем необоснованными. Тем не менее делаем все для нахождения компромисса", - заявил РБК директор департамента по связям с общественностью "Группы Е4" Владимир Ступников. По его словам, группой получено предложение от "Газпром энергохолдинг", "его проанализировали и направили встречное предложение, содержание предложения не комментируем".
В "Группе Е4" также отметили, что компания до момента приостановки (а затем расторжения контракта) активно выполняла работы по реализации проекта: были проведены подготовительные работы на строительной площадке, организованы и проведены конкурсы на поставку основного и вспомогательного оборудования (в январе 2008г. "Группа Е4" подписала договор с компанией Siemens на поставку оборудования - турбин и генераторов), заключены договоры с подрядчиками работ, в завершающейся стадии находились проектно-изыскательские работы.
По информации РБК, задержки в реализации проекта начались еще в мае 2008г., когда "Группа Е4" получила письмо от ОГК-2, в котором говорилось о намерении Газпрома самостоятельно приобрести котлы-утилизаторы для своих энергокомпаний. В августе 2008г. "Группа Е4" предупредила ОГК-2 о возможных задержках в сроках реализации проекта ввиду отсутствия решения о приобретени котлов-утилизаторов, т.к. было приостановлено проектирование, поскольку проектировщикам необходимы исходные данные для изготовления оборудования. И только после трехмесячного перерыва ОГК-2 позволило "Группе Е4" возобновить переговоры с поставщиками котлов-утилизаторов южно-корейской компанией Doosan.
13 ноября 2008г. "Группа Е4" получила официальное письмо от ОГК-2 с просьбой о приостановке выполнения проектирования и общестроительных работ на площадке, в т.ч. оплаты выполненных работ и авансов подрядчикам и поставщикам оборудования. Данные просьбы неоднократно пролонгировались. Как говорилось в письме представителей ОГК-2, ОАО "ОГК-2" вынуждено провести дополнительную работу по анализу финансовых возможностей подконтрольных компаний с целью оптимизации их инвестиционных программ. Таким образом, отмечают аналитики, генподрядчик строительства в течении полугода не имел возможности продолжать реализацию контракта с ОГК-2 по требованию самой ОГК-2. В результате вышеуказанных действий появились неблагоприятные последствия для проекта в качестве убытков: появились пени и штрафы за просрочку платежей поставщикам и субподрядчикам, увеличилась стоимость банковских гарантий и аккредитивов и пр.
Аналитики также отмечают, что в условиях кризиса и сокращения финансирования инвестпрограмм государственные энергетические компании стали обвинять подрядные организации в срыве или некачественном исполнение контрактов, заставляя перезаключать договора на других условиях. При этом для минимизации расходов по заключенным ранее договорам выбираются различные поводы. Например, в случае с Троицкой ГРЭС "Межрегионгаз" заявлял, что при заключении договора о строительстве новых объектов были нарушены его права как акционера, а ОГК-6 мотивировал стремление разорвать контракт с ЭМАльянсом тем, что не все марки углей подходили для заказанного ранее котла.
Безусловно, данные методы решения являются эффективными, однако исключительно для энергетиков, т.к. они в одностороннем порядке сокращают расходы, продолжая реализацию инвестиционной программы и избегая штрафных санкций со стороны государства, которые составляют до 25% от объема инвестпрограмм.