Суд отказал «Акрону» в отмене взысканий за транзит прибыли в офшор
Один из крупнейших в России производителей удобрений «Акрон» миллиардера Вячеслава Кантора попытался оспорить претензии налоговых органов о злоупотреблении налоговыми льготами при выплате дивидендов. Суд первой инстанции в начале июня 2020 года отказал компании в отмене доначислений.
Налоговая инспекция сочла фирмы на Кипре и в Люксембурге созданными исключительно для необоснованной налоговой выгоды и для транзита средств на Британские Виргинские острова (БВО). По мнению налоговиков, фактическим получателем дохода был бенефициар «Акрона», поэтому инспекторы пересчитали компании налог по максимальной ставке — 15%.
Снизить ставку по дивидендам с 15 до 10 или 5%, а по процентам — с 20% до нуля можно, применив льготы в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). С Кипром и Люксембургом у России есть такие соглашения, а с классическими офшорами, включая БВО, нет. Поэтому Кипр и Люксембург часто используются для транзита прибыли в офшоры. По поручению президента ставки налога на выплату дивидендов и процентов по займам за рубеж вырастут до максимума в 15 и 20%. Россия уже предложила Кипру, Люксембургу и Мальте изменить двусторонние соглашения.
Как прибыль спрятали от налогов
Налоговые органы доначислили «Акрону» 1,7 млрд руб. после выездной проверки за 2015–2016 годы.
- В этот период «Акрон» выплатил 11,8 млрд руб. дивидендов фирмам на Кипре и в Люксембурге, удержав налог по ставке 5 вместо 15%.
- Потом люксембургские фирмы купили акции «Акрона» у кипрских компаний с отсрочкой платежа на девять лет. В сделках купли-продажи акций отсутствовала разумная деловая цель, отмечается в решении суда.
- Учредители кипрских компаний оказались номинальными и массовыми. Люксембургские же структуры учреждены в один день незадолго до выплаты дивидендов. Фактически ими управляли Subero Associates Inc. и Comfert limited на БВО — конечные контролирующие компании «Акрона», бенефициаром которой является Кантор, указано в решении суда.
- Остатки дивидендов у кипрских компаний были перечислены Rockaby Investments Ltd. на БВО, основная часть была потрачена на произведения искусства, отметил суд.
В ПАО «Акрон» отказались от комментариев.
В 2010-х годах структуры в некоторых странах, с которыми у России есть СИДН, массово использовались для выплаты дивидендов, процентов и роялти с пониженной ставкой налога, пояснила РБК ведущий налоговый консультант GSL Law & Consulting Марина Харитиди. «В промежуточной юрисдикции доходы могли вообще не облагаться налогом или облагалась небольшая маржа, и доходы далее переводились в безналоговую юрисдикцию», — рассказала Харитиди.
Но в 2015 году в НК была внедрена концепция фактического права на доход (ФПД) — промежуточным звеньям отказывают в налоговых льготах и применяют полные ставки налога у источника выплаты. «Данное дело подтверждает, что кондуитные структуры больше не работают. Такой вольницы, как раньше, уже нет», — подытожила Харитиди.
Хотя практика применения концепции фактического права на доход сложилась в 2017-м, а последние корректировки НК появились в 2018 году, налоговые органы применяют ее ретроактивно — за предшествующие 2017 году периоды, пояснил РБК партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров. «Еще в 2017 году многие компании смогли устранить такой риск и попросту начали платить повышенные ставки налога по соглашениям об избежании либо начали исключать транзитные компании из своих структур», — подчеркивает Захаров.
Подробности об этом деле и примеры из судебной практики при решении подобных споров читайте в материале РБК Pro.