Мэрия Химок за день выручила от продажи наружной рекламы 486 млн руб.
По закону "О рекламе" с июля 2008г. муниципалитеты (в Москве и Петербурге – городские администрации) могут распределять места на установку и эксплуатацию рекламоносителей исключительно по результатам торгов – аукционов или конкурсов. К 2013г. у подавляющего большинства конструкций по всей России истекли сроки действующих договоров и по всей стране начались массовые торги на наружную рекламу.
Аукцион в Химках стал вторым по значимости для Подмосковья: в апреле администрация Одинцовского района и "Мособлреклама" разыграли 480 мест общей стартовой стоимостью 184 млн руб. За возможность установить свои конструкции на престижных Рублево-Успенском и Новорижском шоссе победители того аукциона заплатили 945 млн руб.
Итоговый протокол торгов в Химках еще не опубликован, но, как заявили РБК в "Мособлрекламе", в ходе аукциона было выручено 485,7 млн руб., что почти вчетверо превысило стартовую цену. В среднем на каждый лот претендовали 14 компаний, в том числе лидеры рынка Russ Outdoor, Gallery, "Вера-Олимп". Всего победителями торгов признаны 18 компаний. Больше всех, по три лота, выиграли Russ Outdoor, "ХХI век – ТВ", "Игроник Аутдор", "Постер", "Доминанта" и "РИА Лэнд".
Большая часть мест – 292 – на торгах в Химках предназначалась под крупные форматы – щиты 3х6 м, 4х12 м и 5х15 м. Срок их эксплуатации определен в пять лет. По итогам торгов средняя стоимость одного щита в год составила в Химках 324,2 тыс. руб., следует из предварительных данных "Мособлрекламы".
В конце июня сходный аукцион "Мособлреклама" провела в подмосковном Красногорске. Там стоимость одного крупного щита по отдельным лотам достигала 1 млн руб. В Москве же по итогам состоявшихся в августе прошлого года торгов средняя стоимость одного щита равняется 1,8 млн руб. (тогда 3999 мест были проданы на десять лет за 72,3 млрд руб.). Примерно такой же показатель - 1,4-1,8 млн руб. в год - был у отдельных крупных щитов на Новорижском шоссе по итогам апрельских торгов в Одинцовском районе.
Аукцион в Химках свидетельствует, что операторы наружной рекламы больше не хотят переплачивать за возможность остаться на рынке. После торгов в Москве их победители, чтобы компенсировать свои резко возросшие расходы, вынуждены были поднять расценки для рекламодателей, что тут же снизило привлекательность наружной рекламы по сравнению с другими медиа.
В январе-мае этого года в Москве коммерческая загрузка рекламных поверхностей (без учета малых форматов) составила, по данным исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик", только 62,1%, что на 21,6 процентных пункта (п.п.) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: по 50 крупнейшим городам России этот показатель составляет 73,4%, что лишь на 9,4 п.п. меньше, чем годом ранее. Доходы столичных операторов наружной рекламы за первые пять месяцев снизились на 3,5%, до 6,3 млрд руб. с НДС, тогда как по всей России зафиксирован рост на 1,4%, до 15 млрд руб., оценивает "ЭСПАР-Аналитик".
Сергей Соболев