Экономика, 10 окт 2017, 23:33

«Бряцание» дефицитом: как реновация поможет Москве сохранить инвестиции

Правительство Москвы представило проект трехлетнего бюджета с дефицитом 222,9 млрд руб. Положенный в его основу прогноз развития столицы утверждает, что уже в 2017 году экономика города выйдет из стагнации
Читать в полной версии
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Рекордный дефицит

Правительство Москвы 10 октября утвердило проект трехлетнего городского бюджета. Документ будет внесен в Мосгордуму в качестве законопроекта 11 октября, сообщили РБК два источника в мэрии. Согласно проекту, в 2018 году доходы Москвы составят 2,1 трлн руб., расходы — 2,33 трлн руб., дефицит — 222,9 млрд руб. Этот дефицит в номинальном выражении станет рекордным за время правления Сергея Собянина.

Согласно официальным данным московского департамента финансов, в 2015 и 2016 годах бюджет столицы был исполнен с профицитом — 143 млрд и 116 млрд руб. соответственно. Но по итогам текущего года, согласно последним поправкам в бюджет, дефицит составит 214 млрд руб.

На уровень жизни москвичей оказывает влияние не сам дефицит, а объем расходов, в том числе на образование и здравоохранение, говорит директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Рост расходов эксперт связывает с предвыборным фактором. В 2018 году пройдут выборы президента России и мэра Москвы. «Перед выборами в Госдуму в 2016 году инвестиционные расходы региональных бюджетов сильно выросли. Власти стремились построить и отремонтировать все, что только можно. Возможно, Москва реализует в начале года какие-то инициативы», — отметил Дерюгин. В любом случае столица «может себе позволить дефицит», поскольку у нее один из самых низких в России госдолгов, заключил эксперт.

Со следующего года в столичном бюджете будет отдельная расходная строка — программа реновации. Ежегодно на нее будет выделяться 100 млрд руб., с 2017 по 2020 год общие траты на расселение пятиэтажек составят 400 млрд руб. Как заявил Собянин на заседании в мэрии, это «колоссальная сумма».

Одной из причин запуска такой масштабной программы может быть нежелание московских властей показывать, что у столицы слишком много денег — чтобы часть городских доходов не забрали на федеральный уровень, считает Дерюгин. «1 п.п. налога на прибыль уже передан на федеральный уровень. Налоговые нормы пересматриваются в Сахалинской области. В такой ситуации бряцание большим профицитом увеличивает риски (что часть доходов могут забрать у региона. — РБК)», — отметил эксперт.

Самой дорогой госпрограммой в столичном бюджете, как обычно, оказалась транспортная. На «развитие транспортной системы» в 2018 году планируется потратить 542,3 млрд руб. На медицину выделят 251,2 млрд руб., а «с учетом расходов по ОМС» — 444,5 млрд руб. Далее идет программа «Социальная поддержка москвичей» — на нее запланировано 430,3 млрд руб. Расходы на образование составят 293,9 млрд руб., на программу «Жилище» — 183,2 млрд руб.

Адресно-инвестиционная программа в 2018–2020 годах составит 1,486 трлн руб., 70% из этих средств будет потрачено на транспортную инфраструктуру. За три года планируется построить 300 км дорог и 81,7 км линий метро. Кроме того, будет построено 2,7 млн кв. м жилья, сообщил заммэра по строительству Марат Хуснуллин.

Расходы на транспорт доминируют в московском бюджете много лет, социальные расходы находятся на втором месте, напомнила директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина. Расходы по программе «Жилище» выросли за счет реновации. Траты на развитие городской среды сократились, поскольку большинство улиц в центре уже благоустроены, добавила эксперт.

Оптимистический прогноз

В основу проекта бюджета легла новая версия прогноза социально-экономического развития города (есть у РБК). Согласно выводам готовившего его департамента экономической политики Москвы, российская столица выходит из стагнации — ее валовой региональный продукт (ВРП) в 2017 году вырастет на 2% в сопоставимых ценах. В прошлом варианте прогноза московские власти ждали стагнации ВРП (прогноз предполагал нулевую динамику в 2017-м).

Департамент также пересмотрел свою оценку за прошлые два года. Ранее экономисты из мэрии считали, что в 2015 году ВРП сократился на 4,9%, а в 2016-м — на 3%. По новым данным, в 2015-м спад был менее значительным — в размере 2,1%, а в прошлом году экономика и вовсе выросла на 0,7%.

Впрочем, пересмотр выглядит таким масштабным, только если смотреть на прогноз, который есть в публичной плоскости, отмечает чиновник финансово-экономического блока столичной мэрии, а он «достаточно консервативен». «Реально [в 2017 году] пересмотрена была цифра, не столь далекая от плюс 2%», — добавляет собеседник РБК.

Получается, что Москва в прошлом году обогнала Россию, экономика которой сократилась на 0,2%. А в 2017-м столичная динамика почти сравняется с федеральной (Минэкономразвития ожидает роста ВВП России на 2,1%). В дальнейшем ускорение московской экономики будет более плавным, рассчитали столичные чиновники: ВРП будет расти на 2,1–2,3% в следующие три года. Такие же темпы роста и у российского ВВП в базовом прогнозе, внесенном в Госдуму.

Тенденции по росту ВВП на федеральном уровне «оказали прямое воздействие» на экономику Москвы, отмечается в прогнозе. Адаптация столицы к новым экономическим реалиям «в целом завершилась», и это подтверждают данные по инвестициям, строительству, промышленности и зарплатам, пишут чиновники.

Проблема в том, отмечают авторы, что официальная статистика не учитывает в составе ВРП Москвы банковский сектор и деятельность по управлению финансовыми активами, а также завышает роль оптовой торговли. Поэтому экономические перспективы города «оценены с использованием альтернативных официальных источников».

Размер ВРП столицы по итогам 2017 года составит 14,9 трлн руб., говорится в прогнозе. Это 16,2% от всей экономики страны.

Реновация поможет

Инвестиции в основной капитал, по прогнозу департамента экономической политики, вырастут на 8,5% в этом году (в первом полугодии они увеличились почти на 20% относительно того же периода прошлого года) — значительно выше показателя в целом по России (4,1% по ожиданиям Минэкономразвития). Впрочем, затем рост будет более умеренным — 3–3,5%, темпы и так уже достигли высокого уровня, объясняют чиновники. Среди других причин замедления — жесткая денежно-кредитная политика, значительные «риски в банковской системе», а также высокое предложение коммерческой недвижимости.

Основной драйвер инвестиций, по оценке властей, — Адресная инвестиционная программа (АИП), которая регулирует размер бюджетных расходов на строительство. За счет нее финансируется, например, строительство метро, жилья и объектов в парке «Зарядье», говорилось в презентации столичного комплекса градостроительной политики. Бюджетные средства по-прежнему будут инвестироваться в городскую среду, социальную и транспортную инфраструктуру, говорится в прогнозе. Еще один фактор инвестиционной активности — реновация жилищного фонда, отмечается в документе.

В отличие от России инвестиции в основной капитал в Москве в кризис не падали, напоминает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич (данные Росстата и правительства Москвы подтверждают это). «Другое дело, что из них 30% — это [инвестиции] из бюджетов всех уровней», — уточняет она. Дороги, инфраструктура — вот что генерирует рост ВРП, описывает Зубаревич. «То, что сверхцентрализация всего и вся в стране работает на Москву, в том числе и в терминах ВРП, — это медицинский факт», — подчеркивает Зубаревич.

В районе ориентиров Центробанка

Цены в Москве растут быстрее, чем по России в целом, зато они ближе к таргету Центробанка в 4%. В августе инфляция в столице составила 4,1% в годовом выражении, в России — 3,3%. По итогам года в столице она составит 4,8%, прогнозирует департамент экономической политики (а в России, по ожиданиям Минэкономразвития, — 3,2%). К 2020 году темп роста цен в Москве, как считают чиновники, составит 4,2% (в России — 4%).

Сервисная направленность

«В соответствии с данными официальной статистики, экономика города Москвы носит в основном сервисный характер: сектор рыночных услуг (торговля, транспорт и связь, финансовая деятельность, прочие рыночные услуги). Доля промышленного производства относительно невелика (16%) по сравнению со среднероссийским уровнем (31,9%)», — указывается в исследовании столичного правительства. Промышленное производство в 2017 году сократится на 2,7%. Но почти все промышленные отрасли будут показывать рост, а снижение общего показателя объясняется сокращением производства нефтепродуктов. Впрочем, со следующего года промышленность начнет восстанавливаться (плюс 5,1%) за счет, в частности, налоговых льгот и субсидий.

Розничная торговля будет расти примерно на 2% в следующие три года. Объем платных услуг в 2017 году не увеличится, причина — высокая база прошлого года (тогда он вырос на 7,7%), объясняют чиновники. В следующие два года он будет расти темпами 1,6–1,9%. Рост реальных зарплат москвичей, по расчетам департамента экономполитики, составит 6,6–6,8% в следующие три года.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Да хоть на Луне: что такое частная LTE-сеть, кому нужна и как запустить