Экономика, 10 ноя 2021, 07:32

Шульгинов заявил о бензине «дороже на 15 рублей» без механизма демпфера

Министр энергетики заявил, что, несмотря на критику, механизм показал свою эффективность и сыграл роль в сдерживании внутренних цен на топливо. Иначе они были бы сейчас ощутимо выше, отметил Шульгинов
Читать в полной версии
Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

Если бы в России не применялся механизм топливного демпфера, литр бензина стоил бы на 15 руб. дороже, заявил министр энергетики Николай Шульгинов в интервью «Коммерсанту».

«Кто только не ругает демпфер — то производители, то розничные продавцы. Но механизм работает, он свою роль сыграл и показал свою эффективность. Если бы не было демпфера, по нашим оценкам, бензин был бы дороже рублей на 15», — пояснил глава Минэнерго.

Шульгинов подчеркнул, что механизм демпфера нельзя «просто так корректировать», нужно понимать, для чего это делается. «Но в случае необходимости корректировки могут обсуждаться», — добавил он. При этом министр отметил, что сейчас глобальные изменения этого механизма не обсуждаются.

Главу Минэнерго также спросили, почему его ведомство отказалось от запрета на экспорт бензина во время августовского роста цен. В ответ тот пояснил, что благодаря работе министерства совместно с компаниями и ФАС удалось стабилизировать ситуацию. Тогда ежедневно давались рекомендации по поставкам каждого НПЗ.

«Мы работаем с компаниями и даем рекомендации. Эти рекомендации, в том числе по снижению экспорта, были выполнены, хоть запрет на экспорт формально не вводили», — сказал министр.

Механизм демпфера был приведен в действие в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. По его условиям, при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, при низких — платят в бюджет.

Отменить демпферный механизм неоднократно предлагал Независимый топливный союз (НТС). В мае 2020 года там заявили, что из-за демпфера нефтеперерабатывающие предприятия понесли убытки. Через год, в марте 2021-го, НТС указал на рост биржевых и вслед за ними розничных цен на топливо (за три с половиной месяца на 18,5%, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи). В союзе утверждали, что это произошло из-за планового повышения акцизов на бензин и дизельное топливо, а также из-за увеличения параметров формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу на эти виды топлива.

Той же весной эксперты VYGON Consulting посчитали, что отмена демпфера резко повысит волатильность на топливном рынке. В результате розничная цена литра бензина может как вырасти, так и упасть на 5 руб.

«Если бы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях могла бы быть на 5–6 руб. за литр выше текущей. Благодаря же демпферу изменение цен в рознице держится в рамках инфляции, а в 2020 году, к примеру, было гораздо ниже ее (рост цен на 2,5% против инфляции в 4,9%)», — утверждали тогда в Минэнерго.

Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code