Конкуренции здесь не место: Пентагон обрекли летать на отечественном
Внеконкурсная передача контракта на 35 млрд долл. в пользу Boeing ставит крест на планах EADS построить собственное производство в США и отвоевать лакомый кусочек авиарынка у своего основного конкурента. Битву за гражданскую авиацию Boeing проиграл европейцам уже давно, довольствуясь вторым номером в последние годы, но теперь твердо намерен взять реванш в военном самолетостроении. И сражение двух крупнейших авиаконцернов мира в данном случае - это не столько борьба за потребителя, сколько схватка стратегических интересов Старого и Нового Света.
Хоть видит око, да зуб неймет
Исполнительный директор европейского аэрокосмического концерна (EADS) Луи Галлуа сделал вид, что не очень огорчен срывом контракта с Пентагоном. По его словам, это не окажет почти никакого влияния на финансовые результаты концерна. "Контракт предполагал производство примерно 15 самолетов в год, а мы ежегодно производим их по 500 штук, так что это не та вещь, которая способна серьезно повлиять на баланс EADS", - заявил он сегодня в интервью французской радиостанции RTL.
Комментируя выход из конкурса за право произвести 179 самолетов-заправщиков для Пентагона, Л.Галлуа высказался в духе "сами виноваты". По его мнению, внеконкурсная передача контракта Boeing приведет лишь к тому, что американские налогоплательщики заплатят больше денег, получив на выходе менее эффективные и менее современные самолеты для ВВС, передает Reuters.
При этом гордый француз наотрез отказался от идеи подать еще одну заявку на злосчастный контракт с американским оборонным ведомством. Формально EADS еще имеет такую возможность - до 10 мая текущего года. Однако в этом случае европейскому авиаконцерну надо найти нового американского партнера, и Л.Галлуа слабо представляет, как его компании сделать это за оставшиеся два месяца.
Впрочем, он не исключил, что сроки подачи заявок могут быть продлены властями США после официального протеста, заявленного по этому поводу французским правительством. Что будет делать EADS в этом случае, Л.Галлуа уточнять не стал. Вполне вероятно, что при появлении перспективы все-таки попасть на закрытый американский рынок глава европейского аэрокосмического концерна проглотит старую обиду и снова ввяжется в битву за стратегически важный контракт.
Счет 2:1 в пользу Boeing
История с дорогостоящим контрактом Министерства обороны США стартовала в начале 2000-х. Тогда Пентагон озаботился заменой стареющего флота авиазаправщиков KC-135 и объявил конкурс среди авиапроизводителей на его замену. В первый раз Boeing ожидаемо стал победителем конкурса. Однако затем выяснилось, что сделал он это не без помощи высокопоставленного чиновника, причастного к рассмотрению заявок и пролоббировавшего предложение Boeing в ущерб другим участникам. Разразился скандал, в результате которого вышеозначенный чиновник из Пентагона сел, а Boeing потерял контракт.
Оплошностью конкурента тогда не преминул воспользоваться EADS, чей Airbus уже теснил американские самолеты по всем фронтам гражданской авиации. Объединившись с оборонной Northrop Grumman, европейский авиаконцерн подал заявку и сенсационно выиграл новый-"старый" тендер в 2008г.
Однако в этом месте коммерция и конкуренция уступили геополитике: определенным политическим силам в Вашингтоне пришлось не по душе, что американская военная мощь будет базироваться на полуевропейских самолетах. Еще меньше такое развитие событий понравилось самому Boeing, оспорившему решение ВВС США.
В результате не без содействия американского правительства в 2008г. результаты конкурса были аннулированы еще раз. Консорциум EADS-Northrop Grumman снова вступил в борьбу, но в конечном итоге вышел из нее 8 марта 2010г. По словам главы Northrop Grumman Вэса Буша, при рассмотрении заявок предпочтение отдается более компактным самолетам-заправщикам Boeing (созданы на базе модели Boeing 767). При этом альтернативному предложению (на основе Airbus A330) не дается адекватной оценки, что делает участие в конкурсе для европейско-американского консорциума бессмысленным.
Пентагон выразил сожаление в связи с выходом EADS-Northrop Grumman из конкурса, попутно отвергнув обвинения в необоснованном приоритете Boeing. Замминистра обороны США Вильям Линн отметил, что заявка консорциума с участием европейского авиагиганта была хорошо сбалансированной и по цене, и по другим факторам, и Пентагон был готов рассмотреть ее наравне с заявкой от Boeing.
Вся европейская рать
Меж тем Европа уже начала массированное наступление на американскую администрацию, не желая мириться со сложившейся ситуацией. Французский премьер-министр Франсуа Фийон обвинил Вашингтон в нарушении правил международной торговли в контексте досрочного поражения флагмана европейского авиапрома на американской территории. Озабоченность условиями проведения тендера сразу после отзыва заявки EADS-Northrop Grumman выразила Еврокомиссия. Поднять вопрос о "выдавливании" EADS из конкурса намерен и президент Франции Николя Саркози на своей предстоящей встрече с Бараком Обамой.
Возмущение Старого Света понятно, хотя Европа и сама не прочь поддержать собственный оборонный авиапром. Иллюстрацией тому может служить другой пример из оборонной авиации - транспортник A400M. Буквально неделю назад EADS, грозивший свернуть проект из-за его нерентабельности, и ряд стран ЕС договорились, что заказчики (Бельгия, Великобритания, Франция, Германия, Люксембург, Испания и Турция) компенсируют авиаконцерну 3,5 млрд евро перерасхода по многострадальному военно-транспортному самолету. И в этой истории едва ли обошлось без соображений защиты "отечественного немецко-французского производителя", ведь A400M - это не просто самолет, это и рабочие места, и налоговые поступления, и свои авиазапчасти, и многое другое, полезное для экономики.
Победит ли "вся европейская рать" вашингтонское лобби Boeing, покажет лишь время. Пока же ситуация складывается в пользу американского авиагиганта - в оборонной промышленности США живет и побеждает протекционизм, хотя в открытую об этом, конечно, никто не говорит.