Экономика, 11 апр 2014, 19:46

Отзыв автомобилей может оставить GM без прибыли

Скандал вокруг дефектных автомобилей General Motors набирает обороты. В четверг компания объявила, что выявила уже второй брак в замках зажигания в 2,6 млн машин. Всего GM отзывает 7 млн автомобилей, оценка расходов производителя на эту кампанию выросла с 300 млн до 1,3 млрд долл. При таких выплатах GM впервые с 2009г. закончит квартал с убытком.
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Новый отзыв затрагивает те же 2,6 млн автомобилей, которые попали под сервисную кампанию в феврале-марте. Тогда проблема возникла с электрической частью замков зажигания, из-за нее во время движения могло произойти отключение всех систем. Теперь компания выявила проблемы с гнездом замка зажигания, который недостаточно плотно удерживает ключ.

"Ключ зажигания может выпасть из гнезда во время работы двигателя, в результате автомобиль может откатиться, возможны столкновения, травмы пассажиров и пешеходов", - сообщила компания. Пока известен только один случай, когда автомобиль откатился на парковке, травмировав человека.

О первых проблемах с замком зажигания GM узнала в 2001г., о ненадежном гнезде зажигания - как минимум в 2006г. "Это окажет новое давление на акции компании и может отразиться на других регионах ее работы, где есть финансовые проблемы, - прокомментировал РБК глава Центра автомобильных исследований (CAR) Фердинанд Дуденхоффер. - Репутационный ущерб может ухудшить продажи". С начала года акции GM уже подешевели на 17%. Против компании подано 20 коллективных исков.

С января было отозвано уже 7 млн автомобилей GM. Для сравнения: Toyota в 2008-2009гг. обнаружила проблемы более чем с 10 млн своих автомобилей. Американский автопроизводитель в четверг оценил расходы, связанные с исправление дефектов, в 1,3 млрд долл. Они отнесены на I квартал 2014г., и это больше прибыли, которую компания получила за аналогичный период прошлого года (1,18 млрд долл.). Президент GM Дэн Амман ранее заявлял, что начало этого года будет "существенно более слабым". С учетом того что GM также объявила о потерях в 400 млн долл. из-за валютных колебаний в Венесуэле, высока вероятность, что она понесет первый с конца 2009г. квартальный убыток.

GM проводит внутреннее расследование и уже сообщила, что отправила в оплачиваемый отпуск двух своих инженеров. Это было сделано после предварительных выводов юриста Антона Валукаса, который занимается расследованием. "Это промежуточный шаг, так как мы только разбираемся с тем, что произошло", - заявила гендиректор автопроизводителя Мэри Барра. Результаты расследования могут повлиять на карьеру ряда менеджеров, которые десять лет назад работали в среднем звене. Не исключено, что собственное расследование, которого не избежит и Барра, начнет совет директоров GM, хотя глава компании и "не будет его целью", сообщила The Wall Street Journal. До окончания внутреннего расследования GM не будет отвечать на часть из 107 вопросов Национального управления по безопасности движения автотранспорта. Из-за этого регулятор начиная с 3 апреля ежедневно налагает на компанию штраф в 7 тыс. долл.

GM - не единственный производитель, столкнувшийся в этом году с подобными проблемами. Toyota в среду объявила об отзыве почти 6,4 млн автомобилей по всему миру. Японский автопроизводитель в марте согласился выплатить Минюсту США 1,2 млрд долл., чтобы прекратить уголовное расследование в рамках отзыва автомобилей компании в 2008-2009гг. Кроме того, Toyota выплатила около 1,6 млрд долл., чтобы урегулировать поданные в ее адрес коллективные иски. C учетом более мелких сервисных кампаний других автопроизводителей, общее число отозванных в мире машин с начала года достигло почти 15 млн, отмечает The Wall Street Journal.

По прогнозу Фердинанда Дуденхоффера, в ближайшие месяцы масштабы отзывных кампаний будут только расти - из-за ужесточения позиции регуляторов и усложнения технологий производства, при которых одни и те же компоненты используются по всему модельному ряду. "Сейчас автопроизводители стараются снять застарелые проблемы. Однако это не значит, что с тех пор не появились новые. Компании будут все более оперативно производить отзывные кампании, чтобы очистить свои бизнес-практики", - считает Дуденхоффер.

Андрей Котов

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством