Экономика, 11 июн 2008, 19:07

Рост спроса на иномарки опережает динамику продаж АВТОВАЗа

Глава АВТОВАЗа Борис Алешин объявил предварительные планы развития компании
Читать в полной версии

Глава АВТОВАЗа Борис Алешин объявил предварительные планы развития компании. Согласно обнародованным данным, инвестиции в 2008г. должны составить 550 млн долл., а в целом за период 2009-2012гг. – приблизительно 3 млрд долл. Ожидается, что средства пойдут на разработку четырех новых платформ легковых автомобилей и расширение мощностей до 1,2 млн машин в год. Детали новой программы будут утверждены в августе. Уважаемые пользователи, свои вопросы аналитикам вы можете присылать на электронный адрес quote@rbc.ru. Вопрос 1. От чего будет зависеть эффективность запланированных вложений? Вопрос 2. Как может отразиться на российском автопроме рост цен на нефть, а также возможное введение новых (или повышение уже существующих) экспортных пошлин на сырье? Аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли: Заявленные в ходе форума цифры, на наш взгляд, кажутся завышенными. Раньше капитальные затраты АВТОВАЗа составляли не более 200 млн долл. в год. Озвученная программа предполагает капитальные затраты на уровне 1 млрд долл. в год, то есть в пять раз больше. Такие цифры вызывают опасения, ведь два основных пункта стратегии развития – расширение мощностей (в этом аспекте рассматривается приобретение "ИжАвто") и обновление модельного ряда. Приобретение "ИжАвто" может обойтись максимум в 500 млн долл., расходы же на обновление модельного ряда в 2,5 млрд долл. выглядят завышенными. Тем не менее, отметим, что привлечение средств АВТОВАЗом даже в таком объеме не должно вызвать какие-либо затруднения. Компания уже много лет сотрудничает с крупными банками, недавно подписано соглашение о сотрудничестве со Сбербанком. Не исключен и вариант допэмиссии. Однако, стоит повторить, что инвестпрограмма находится в стадии разработки, и говорить о стоимости каких-то конкретных проектов пока рано. Рост цен на топливо негативно сказывается на транспортировочных расходах, доля которых в структуре затрат АВТОВАЗа составляет около 20%. Рост цен на сталь повышает себестоимость производимой продукции, поскольку доля металла в себестоимости автомобиля достигает 70%. В конечном счете удорожание сырья и рост накладных расходов приведут к повышению цен на автомобили, и это ляжет на плечи потребителей. Аналитик НОМОС-БАНКа Игорь Голубев: Эффективность вложений АВТОВАЗа будет зависеть в первую очередь от актуальности новых автомобилей, создаваемых совместно с Renault, а также от того, насколько данное совместное предприятие будет успевать за рынком. До этого Renault удалось выпустить достаточно популярную "народную" марку - Renault Logan. В последнее время наблюдается корреляция между ростом цен на нефть и повышением благосостояния населения России, которое постепенно переходит на более качественную и дорогую продукцию. Данный тренд касается и автомобилей. При этом необходимо учитывать, что при выборе между российским и корейским авто с разницей в цене в 2-3 тыс долл. предпочтение отдается последнему. За три прошедших года российский автопром потерял порядка 15% рынка легковых автомобилей. Что касается пошлин, то, скорее всего, российские производители могут получить определенные преференции, как это неоднократно бывало в прошлом. Генеральный директор UFG Asset Management Андрей Подойницын: Несмотря на то что АВТОВАЗ перестал быть убыточной компанией и увеличил продажи автомобилей, он стремительно теряет долю рынка. Рост спроса на иномарки, собираемые в России, а также их ввоз существенно опережают динамику продаж АВТОВАЗа. Компании требуются значительные инвестиции в разработку новых моделей, повышение качества продукции, дистрибуцию. Автопроизводитель ставит амбициозные задачи, для решения которых необходимы немалые средства. Эффективность вложений будет зависеть как от правильной расстановки приоритетов, так и от госполитики в отрасли. Если пошлины на ввоз импортных автомобилей будут ужесточаться, не исключено, что АВТОВАЗ переломит негативную тенденцию сокращения доли рынка. Рост цен на нефть пока не привел к тотальному введению более экономичных двигателей, хотя движение в этом направлении происходит. В Европе это осуществлялось директивными экономическими методами и привело к относительно быстрому внедрению евростандартов. В России, как показывают инциденты с шумными самолетами, внедрение энергоэффективных двигателей также крайне маловероятно без карательных мер в отношении нарушителей. Аналитики ИК "Файненшл Бридж": До прихода французского партнера АВТОВАЗ был гораздо скромнее – в 2005-2007гг. он инвестировал всего 300-450 млн долл. в год. План компании на 2008г. — уже 13 млрд руб. (около 550 млн долл.). Новый план АВТОВАЗа теперь превышает даже ту сумму, что собираются потратить на строительство автозаводов с нуля сразу 12 иностранных игроков. Их план по инвестициям, согласно данным Минэкономразвития, — 2,7 млрд долл. на мощности по производству 1 млн автомобилей в год к 2012г. Цель АВТОВАЗа — уже к 2010г. нарастить мощности на треть — до 1,2 млн автомобилей в год, обновив модельный ряд. Сейчас ясно, что в программе будет разработка и постановка на производство автомобилей на платформах Renault (классов B и C) и внедорожника. Инвестиции в итоге могут оказаться и меньше названных 3 млрд долл., но не из-за проблем с финансированием. При капитализации 5 млрд долл. у завода очень скромный чистый долг — 800 млн долл. По данным источника, близкого к ИК "Тройка Диалог", акционеры посчитали, что компания "недокредитована". Чистый долг уже сейчас можно увеличить с 800 до 1,2 млрд долл., и предел в 3,3 EBITDA превышен не будет, поскольку план по EBITDA на 2008г. — около 630 млн долл. При этом прогноз по уровню EBITDA на 2009-2012гг. — порядка 730 млн долл., то есть занимать можно еще больше. С нашей точки зрения, в контексте привлечения дополнительного финансирования сотрудничество с Renault сыграет на руку АВТОВАЗу, однако в целях подтверждения доверия кредиторов и акционеров компании потребуется доказать эффективность запланированных инвестпрограмм. Аналитик ФК "Открытие" Кирилл Таченников: Указанный объем планируемых затрат теперь более адекватно отражает потребности АВТОВАЗа в модернизации "линейки". Вывод на рынок новых моделей класса B и С, а также недорогого внедорожника повышает вероятность успеха проекта компании по расширению выпуска. С учетом того, что уже сейчас стоимость новых моделей АВТОВАЗа существенно выше 10 тыс. долл., реализация плана выпуска 1,2 млн машин в год позволит производителю увеличить объем выручки как минимум в два раза. До конца июня общее собрание акционеров АВТОВАЗа должно утвердить погашение казначейских бумаг компании, что сократит количество акций, находящихся в обращении, почти вдвое. В результате капитализация предприятия окажется ниже оценки Renault, которая, на наш взгляд, верна с точки зрения финансовых показателей. Можно ожидать восстановления интереса к акциям АВТОВАЗа уже в текущем месяце. Quote.rbc.ru

Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
Не лгите месяц. И увидите: качество вашей жизни вырастет на 25%
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Закрытая подписка, неденежная оплата: как провести допэмиссию акций АО
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения