EY: Российский бизнес верит в рост российской экономики
Пессимистов в отношении национальной экономики меньше (36%), но их количество стремительно растет (в октябре 2012г. их было 7%). Почти две трети российских предпринимателей полагают, что состояние отечественной экономики улучшается либо стабилизируется. Чуть больше половины опрошенных прогнозируют рост российского ВВП в ближайший год на 1-3%, лишь 2% полагают, что он превысит 5%.
При этом российские компании более пессимистично, чем зарубежные, оценивают состояние как международной, так и своей экономики. Две трети отечественных бизнесменов считают, что госрегулирование за рубежом стимулирует рост бизнеса. Про Россию то же самое сказали только 44%. Своей основной задачей на ближайший год половина опрошенных в России видят обеспечение роста. Поддержание стабильности основным приоритетом считают 22% респондентов (против 33% в октябре прошлого года). 72% опрошенных готовы направить свободные средства на обеспечение органического роста компании.
Заинтересованность компаний в сделках слияний и поглощений (M&A) снижается. Лишь 12% респондентов готовы приобретать новые активы. Бизнес больше заботят вопросы прибыльности, рентабельности и реструктуризации долга, чем расширения. Главными препятствиями для сделок M&A респонденты считают не способствующую их заключению правовую среду и отсутствие на рынке достаточных инвестиционных возможностей. Более того, четверть российских компаний планируют продажу своих активов в ближайший год. Они хотят сконцентрироваться на профильном бизнесе и повышении стоимости акционерного капитала. Половина всех активов на продажу сосредоточена в автопроме, 40% - в ТЭК и электроэнергетике.
Хорошим способом выхода на новые отраслевые или географические рынки, по мнению опрошенных, является создание совместных предприятий (СП), которые позволяют обмениваться профессиональными знаниями и распределять риски. СП может содействовать оптимизации капитала и повышению эффективности. Внесение активов в капитал СП способно смягчить неблагоприятную реакцию рынка и улучшить деловую репутацию. Согласно нашему опросу, 62% российских респондентов планируют реализацию активов в форме учреждения СП (31%) или продажи бизнес-подразделения (31%).
В ходе исследования были опрошены 1,6 тыс. топ-менеджеров из разных стран мира и 24 отраслей.