Силуанов заявил о хорошо зарабатывающих в России инвесторах
Санкционные риски отпугивают инвесторов, но при этом российский рынок госдолга сейчас предлагает высокие доходности, которые не найти в других странах, заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на «Примаковских чтениях» во вторник, 11 июня, передает корреспондент РБК.
«Там таких доходностей, как в России, сложнее получить гораздо. Да, конечно, у нас санкционные риски; да, конечно, санкции влияют на динамику инвестиций, особенно иностранных в российскую экономику, — отметил Силуанов. — Но, с другой стороны, доходности, которые есть в России, поди поищи в других странах мировых экономик, в том числе развивающихся. Потому что в России могут инвесторы хорошо зарабатывать».
Силуанов признал, что с введением санкций многие иностранные инвесторы покинули страну и России пришлось частично инвестировать собственные средства, в частности из Фонда национального благосостояния. Совокупный отток капитала из частного сектора достиг $316 млрд с 2014 по 2018 год. В феврале 2018 года был ликвидирован Резервный фонд, средства которого ушли на покрытие дефицита бюджета. Перед введением санкций в феврале 2014 года суммарный объем российских суверенных фондов достигал 8% ВВП.
Разворот на Восток
По словам Силуанова, ситуацию частично выровняли китайские партнеры, пришедшие на место западных инвесторов.«У нас растет товарооборот [с Китаем]. За прошлый год — $108 млрд, и мы ставим себе задачу выйти на $200 млрд. И это очень здорово», — сказал первый вице-премьер. Он добавил, что китайско-российской межправительственной комиссией по инвестициям отобрано 70 совместных проектов на общую сумму $120 млрд.
Силуанов рассказал, что одной из задач взаимодействия с Китаем стало снятие барьеров для азиатских инвесторов в России и для российских производителей — в Китае. Например, одна из задач — выход российских сельхозпроизводителей на китайский рынок, где сейчас в основном представлена продукция из США. Сегодня большая часть российских поставок в Китай — это сырье, признал Силуанов, однако приоритетными должны стать высокотехнологичные отрасли.
«Взять ту же самую электронику, высокие технологии или производство совместного широкофюзеляжного самолета — у нас китайский проект есть. Очень важный проект с точки зрения технологий, наукоемкий. Нам надо двигаться вместе в космосе. <...> Нам бы хотелось, чтобы мы торговали и создавали совместное производство в высокотехнологичных областях», — подытожил Силуанов.
Госсектор не всегда зло
Вице-премьер также затронул вопрос о дедолларизации экономики, в частности российских международных резервов. Сейчас до 15% золотовалютных резервов размещено в китайских юанях, увеличена была и доля вложений в золото. Правильность этого решения Силуанов объяснил растущим долгом мировой экономики. Он сомневается в устойчивости экономик стран — эмитентов резервообразующих валют.
Значительную долю госсектора в российском бизнесе Силуанов не считает негативным фактором вопреки заявлениям Федеральной антимонопольной службы. «Здесь можно поспорить, ведь неважно, на мой взгляд, государственная компания или частная. Главное — кто менеджер, как он управляет этим бизнесом. От того, насколько правильны с точки зрения бизнеса решения, и зависит деятельность компаний», — заявил Силуанов. Удачным примером госкомпании Силуанов назвал алмазодобывающую монополию АЛРОСА.