Конституционный суд поддержал оштрафованного из-за санкций США россиянина
Конституционный суд России постановил пересмотреть судебные решения в отношении россиянина Николая Кузнецова, который был оштрафован более чем на 30 млн руб. Штраф был начислен из-за претензий Федеральной налоговой службы (ФНС) к возврату в Россию его средств, замороженных в США из-за санкций против российского банка.
По итогам рассмотрения жалобы Кузнецова суд указал, что «деятельность органов публичной власти не должна усугублять правовое и фактическое положение российских граждан и организаций, которых затронули соответствующие санкции». Суд отметил, что наиболее приемлемым решением со стороны органов власти является «содействие таким лицам как попавшим в тяжелую ситуацию из-за противоправных, по сути, обстоятельств».
Суд указал, что если из-за санкций валютная операция формально перестала соответствовать валютному законодательству, то это не повод считать незаконными действия гражданина по восстановлению прав собственности на свое имущество.
Обстоятельства непреодолимой силы
Кузнецов в июне 2014 года перевел $616 тыс. со своего счета в Транскапиталбанке на счет своего отца в Мособлбанке. Поскольку транзакция происходила в долларах, она осуществлялась через корсчет в американском банке — подразделении Standard Chartered. Однако до адресата деньги не дошли — иностранный банк заблокировал средства, поскольку Мособлбанк подпадал под действие американских санкций как принадлежавший СМП Банку братьев Ротенберг.
Кузнецов пытался добиться взыскания заблокированных средств с Транскапиталбанка, но российские суды отказали, обосновав это тем, что банк не смог выполнить поручение о переводе денег из-за «обстоятельств непреодолимой силы», то есть американских санкций.
Standard Chartered разблокировал средства только в 2017 году, однако вернул их не напрямую в российский банк, а сначала перевел на счет Кузнецова в британском Barclays Bank, откуда они были переведены на счет в России. ФНС усмотрела в зачислении размороженных средств на иностранный счет Кузнецова нарушение валютного законодательства, поскольку оно проходило без участия уполномоченного российского банка. На россиянина был наложен штраф 31 млн руб. — в размере 75% от возвращенной суммы перевода.
Кузнецов оспаривал начисление штрафа в суде, однако в трех инстанциях проиграл: суды, включая Верховный, встали на сторону налоговиков. При этом ЦБ в марте 2018 года в ответ на запрос Кузнецова указывал, что цепочку транзакций, внутри которой налоговики усмотрели незаконную валютную операцию, можно рассматривать «с точки зрения фактического содержания», а при таком подходе операция была законной. Кузнецов выплатил штраф в январе 2018 года.
Требования справедливости в правовом государстве
По мнению Конституционного суда, в случае с Кузнецовым перевод с одного иностранного счета на другой представлял собой вынужденную корректировку законной валютной операции, прерванной не по его вине.
Суд заявил, что Конституция провозглашает Россию демократическим правовым государством, а значит, признаки и содержание правонарушений должны «согласовываться с конституционными началами демократического правового государства (и с требованием справедливости, в частности)». Однако, согласно решению суда, некоторые правоприменители в России придерживаются формального подхода к валютным операциям, из-за чего вынужденная операция Кузнецова по зачислению разблокированных средств на счет в иностранном банке была признана правонарушением.
ФНС редко привлекает физических лиц к административной ответственности за незаконные валютные операции, однако в последнее время случаи приведения в исполнение норм закона о валютном регулировании происходят чаще.
Вместе с тем суд отказался признавать неконституционными положения Кодекса об административных правонарушениях и закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которыми Кузнецов был оштрафован.
Николай Кузнецов в ответ на вопросы РБК заявил, что «очень рад, что Конституционный суд (в отличие от всех предшествующих российских судов) уделил должное внимание и действительно разобрался в сути дела». «Теперь есть реальный шанс, что дело возможно будет завершить в нашу пользу в России, не дожидаясь решения Европейского суда по правам человека», — сказал Кузнецов.