Экономика, 12 июл 2023, 14:32

Цена АИ-92 на бирже достигла рекордных ₽60 тыс. за тонну

Почему биржевая стоимость бензина продолжает расти на фоне снижения экспорта
Цены на АИ-92 обновили исторический максимум, достигнув 59,816 тыс. руб. за тонну по итогам торгов 12 июля на бирже. Рост стоимости бензинов продолжается на фоне ремонтов НПЗ и дискуссий на рынке по поводу сокращения демпфера
Читать в полной версии
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Биржевая цена бензина марки «Регуляр-92» в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) в ходе торгов 12 июля впервые превысила 60 тыс. руб. за тонну. К закрытию торгов стоимость АИ-92 несколько скорректировалась и составила 59 816 руб. за тонну, что также является историческим максимумом.

Цена на другую марку бензина — АИ-95 — тоже выросла до 66 556 руб. за тонну, став максимальной с 22 июня, но зафиксированный 15 июня исторический рекорд на уровне 67 385 руб. не побила.

Сейчас рост оптовых цен на бензины практически не влияет на розничный рынок. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), за неделю 3–10 июля средневзвешенные цены на АИ-92 на столичных АЗС выросли на 2 коп. (до 49,17 руб.), а на АИ-95 — на 3 коп. (до 54,49 руб.). В Росстате подсчитали, что за неделю 26 июня — 2 июля потребительские цены в России на АИ-92 и АИ-95 повысились на 0,3%, а с конца прошлого года — на 2,6–2,7%.

Почему растут биржевые цены

Вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов сказал журналистам, что рост цен может быть обусловлен дискуссией по поводу корректировки топливного демпфера и проведением плановых ремонтов на основных нефтеперерабатывающих заводах, что привело к снижению предложения топлива на внутреннем рынке. Старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин в опубликованном 11 июля отчете в числе причин высоких цен на АИ-95 также выделял сезонное проведение ремонтов на НПЗ в мае и разговоры о сокращении демпфера, поскольку ценообразование зависит от экспортных нетбэков (паритета цен при поставке за рубеж и на внутренний рынок, за вычетом расходов на транспортировку).

Топливный демпфер — это действующий в России механизм стабилизации цен на топливо внутри страны: он предусматривает доплаты нефтяникам из бюджета за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке при росте экспортных цен, в обратной ситуации низких цен на мировом рынке — нефтяные компании, наоборот, платят повышенные сборы в бюджет с внутренних продаж. Сейчас власти обсуждают снижение компенсаций нефтяникам с 1 сентября.

Рост цены бензина в середине лета может быть связан, во-первых, с ослаблением курса рубля и с рублевой инфляцией, допускает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. А во вторую очередь на цену оказывают влияние нерыночные механизмы, которые призваны заставить НПЗ поставлять бензин на внутренний рынок и терять маржу. «НПЗ этого делать, видимо, не хотят, поэтому производство бензинов в России в начале лета даже выросло (+5% в июне относительно мая), но отгрузки топлива на внутренний рынок увеличились всего на 3%», — сказал он.

ФАС России анализирует доводы участников рынка о ремонтах НПЗ и фактическую реализацию топлива на бирже, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. ФАС считает, что в случае ремонтов компании должны создавать запас и обеспечивать обязательную регулярность и равномерность продажи нефтепродуктов на организованных торгах.

В ведомстве также сообщили, что проработают вопрос увязки экономических и технологических условий формирования графиков ремонтов НПЗ для обеспечения надлежащего объема нефтепродуктов на внутреннем рынке, в том числе на бирже. «Это позволит заранее планировать деятельность участников рынка, особенно в период повышенного спроса», отметили там, указав также, что сейчас разработаны документы об увеличении нормативов продажи нефтепродуктов на бирже на 1%.

Стабилизация оптовых цен на бензин произойдет после публикации конкретных поправок в налоговое законодательство в части топливного демпфера и комментариев регуляторов, будут ли внедряться дополнительные меры для стабилизации внутренних цен, таких как повышение нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже, полагает Бахтин.

Что происходит с поставками бензина на рынок

Ситуация с ценами на нефтепродукты сейчас управляемая, и никаких проблем с обеспечением внутреннего рынка топливом нет, заявил 11 июля на пресс-конференции президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. На внутреннем рынке бензина нет дефицита, поскольку производство растет, а экспорт продолжается снижаться, заверял 22 июня замдиректора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Роман Кабаков.

По словам Кабакова, со второй половины июня производство бензина выросло на 10%, до примерно 120 тыс. т в сутки, на фоне завершения плановых ремонтов на НПЗ. Нефтяные компании с апреля 2022 года снижают экспорт бензина: за июнь он упал на 30% к маю, указывал замглавы департамента Минэнерго.

По оценке Жарского, экспорт бензина в июне был на 26% ниже, чем в мае. «Возможно, при растущих ценах это как раз и является указателем того, что легальный экспорт снижается, а растет — серый», — предполагает он.

Жарский подчеркнул, что бороться с «невидимой рукой» рынка можно только с помощью вливания денег, но бюджет и без того испытывает сейчас сильную нагрузку. Исключение же нерыночных механизмов ценообразования, по мнению эксперта, может привести к резкому росту цен на бензин, поэтому, изменяя демпфер, «власти, видимо, выбирают некий серединный путь, когда НПЗ зарабатывают, но не слишком, а цена бензина медленно ползет вверх», говорит он.

Министр энергетики Николай Шульгинов в мае заявлял, что власти не рассматривают вопрос о запрете экспорта бензина, но ввод ограничений на его вывоз не исключал.

Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением