Экономика, 12 авг 2014, 22:46

Банки отказались финансировать сделки японских клиентов «Роснефти»

«Роснефть» снова почувствовала на себе действие американских санкций: японские компании, крупные покупатели нефти сорта ВСТО, не смогли принять участие в тендерах «Роснефти» на поставку сырья. Банки, испугавшись санкций, отказали им в финансировании сделок.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

В июле японские покупатели не смогли принять участие в тендерах «Роснефти» по продаже нефти сорта ВСТО с поставкой в сентябре, сообщила The Financial Times со ссылкой на отчет исследовательской компании JBC Energy. Ту же информацию приводит агентство Argus Media: по его данным, одна из японских компаний подтвердила, что не смогла принять участие в тендере «Роснефти» из-за того, что банки отказали в финансировании сделки. В числе потенциальных кредиторов были Credit Agricole, Sumitomo Banking и Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, пишет Argus.

Другие покупатели нефти российской госкомпании также сообщали Argus, что испытывали трудности при получении финансовых гарантий от французского банка BNP Paribas и британского HSBC для покупки нефти у «Роснефти». Представитель «Роснефти» отказался от комментариев, банки на запросы РБК не ответили.

Японские потребители — одни из крупнейших клиентов «Роснефти» на восточном направлении. По данным Argus, в июле на долю JX Nippon Oil&Energy, крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Японии, приходилось около 125 тыс. барр. ВСТО в день при общем объеме поставок около 500 тыс. барр. в сутки. JX Nippon Oil&Energy Middle East&Africa на запрос РБК по поводу тендера с поставкой в сентябре вчера не ответила.

Впрочем, отказ некоторых японских переработчиков от участия в тендерах «Роснефти» был временным, рассказал РБК вице-президент Argus Media Михаил Перфилов. В последнее время японские банки возобновили кредитование закупок грузов «Роснефти», утверждает он.

Санкции против «Роснефти» из-за ситуации на Украине США ввели в июле: компании запрещено привлекать кредиты сроком погашения более 90 дней. Формально ограничения не распространяются на покупателей нефти «Роснефти». Но боязнь нарушить санкции заставляет банки проявлять осторожность.

Argus пишет, что и сама «Роснефть» «осторожничает». По данным агентства, компания проинструктировала своих клиентов самостоятельно следить за тем, чтобы срок действия всех аккредитивов не превышал 89 дней — на один день меньше «санкционного» лимита. Гораздо сложнее «Роснефти» может прийтись при проведении тендеров по продаже нефти со сроком поставки с октября 2014 года по март 2015 года. Финансирование таких сделок требует миллиардных платежей, срок погашения кредитов будет превышать лимит в 89 дней, и в условиях санкций предварительное финансирование будет невозможно, отмечает Argus.

Похожим образом в случае с «Роснефтью» уже перестраховывались британские банки. В начале июня HSBC и Lloyds Bank отказались финансировать сделку BP с «Роснефтью» по покупке нефти и нефтепродуктов. Британской компании нужен был кредит, чтобы предоставить «Роснефти» предоплату на сумму около $2 млрд. К этому времени санкции были введены только в отношении президента «Роснефти» Игоря Сечина, а не самой компании, но эти два банка все равно решили не участвовать в сделке. Впрочем, меньше чем за месяц партнерам удалось найти других кредиторов и госкомпания получила предоплату.

Аналитики JBC Energy считают, что отказ японских НПЗ от участия в тендерах «Роснефти» может быть одной из причин низкой цены на ВСТО (на прошлой неделе достигла минимума относительно нефти марки Dubai за последние 3,5 года). Если санкции действительно играют свою роль в этом процессе, пишут аналитики, то в ближайшие недели Япония должна будет увеличить объемы закупок как арабской Murban, так и других сортов нефти в атлантическом бассейне, они должны будут заместить российские поставки в период подготовки запасов керосина на зиму.

Алена Сухаревская, Тимофей Дзядко

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек