Экономика, 12 ноя 2014, 21:09

Журнал The Banker предложил подумать о расширении БРИК за счет Казахстана

Экономика Казахстана тесно связана с экономиками трех из четырех стран БРИК – Индии, России, Китая. Россия и КНР – крупнейшие торговые партнеры республики, с которыми она разделяет 65% своих границ. Авторитетный британский финансовый журнал The Banker выводит формулу: что хорошо для БРИК, хорошо и для Казахстана. Его главный редактор предложил задуматься о том, чтобы причислить республику к неофициальному клубу крупнейших развивающихся стран
Читать в полной версии
Фото: REUTERS 2014
Фото: REUTERS 2014

Россия и Китай – крупнейшие торговые партнеры Казахстана, на них приходится 30% экспорта (с долями 8 и 22% соответственно) и 51% импорта (с долями 33 и 18% соответственно) республики. Китай – крупнейший источник инвестиций в казахстанскую экономику. На три банка, находящихся в российской собственности, – Сбербанк, Альфа-банк и ВТБ – приходится около 9% активов банковской системы Казахстана. Учитывая столь тесные связи, главный редактор The Banker Брайан Кэплен поставил вопрос о том, «не пора ли начать называть их BRICK» (за счет добавления Казахстана). Его заметка доступна на сайте журнала по подписке.

Вместе с тем Кэплен отмечает, что при более тесной интеграции Казахстана и БРИК первый автоматически будет подвержен серьезным рискам, связанным с состоянием экономик других членов клуба.

Нынешнюю внешнюю конъюнктуру нельзя назвать благоприятной: экономика Китая замедляется, Россия находится в непростых условиях, и давать прогнозы относительно темпов роста обеих стран достаточно сложно. Снижение стоимости нефти бьет не только по России, но и по Казахстану, в структуре экспорта которого углеводороды также занимают большую долю – 60%.

Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на тенге, который де-факто привязан к мультивалютной корзине. В феврале казахстанский Нацбанк провел девальвацию тенге на 18%. Дополнительное давление на него оказывает напряженность в российско-украинских отношениях, что также ухудшает настроения инвесторов в Казахстане, говорилось в августовском докладе МВФ о состоянии казахстанской экономики (.pdf).

Вместе с тем зависимость финансовых показателей и индикаторов риска республики от аналогичных показателей в России слабеет, отмечали эксперты фонда. Cпустя лишь две недели после того, как S&P в апреле понизило суверенный рейтинг России, Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги Казахстана на уровне BBB+, присвоив ему стабильный прогноз. 8 ноября Fitch вновь подтвердило рейтинги Казахстана.

«Россия под санкциями, Казахстан – нет»

Председатель Национального банка республики Кайрат Келимбетов считает, что результатом таргетирования инфляции, к которому регулятор перейдет к 2017 или 2018 году, станет формирование обменного курса через рыночные механизмы – это оградит национальную валюту от давления спекулятивных факторов.

По его словам, инвесторы сейчас четко разграничивают Россию и Казахстан. «Россия находится под санкциями, Казахстан – нет. Россия лишилась доступа к международному рынку капитала. У Казахстана он есть», – сказал Келимбетов The Banker. На октябрьском аукционе гособлигаций республики спрос на бумаги превысил предложение более чем в четыре раза.

Банкир признал, что макроэкономическая конъюнктура остается волатильной. «Если экономический рост Европы и Китая замедлится, цены на нефть изменятся». В этом контексте Казахстану следует продолжить программу реформ, а также навести порядок в банковской сфере, чтобы страна была более устойчива к негативным тенденциям, которые могут возникнут у членов БРИК.

В настоящее время экономический рост в Казахстане, который в 2013 году составил 6%, замедляется. Основной драйвер республиканского ВВП – внутренний спрос. Повышению потребления домохозяйств способствует наращивание объемов потребительского кредитования. В то же время девальвация подстегивает инфляцию, несмотря на некоторые меры по регулированию цен. МВФ прогнозирует, что инфляция по итогам 2014 года составит 6,9%.

В последние месяцы власти республики повысили приоритетность программы структурных реформ. В рейтинге мировых финансовых центров (.pdf) по версии британского исследовательского агентства Z/Yen Group Алма-Ата занимает 43-е место из 83, обходя даже Москву. При этом за последние полгода город поднялся в нем на 15 позиций. Российская столица занимает всего лишь 80-ю строчку в рейтинге.

По данным Всемирного банка, ВВП на душу населения Казахстана в 2013 году составил $23,2 тыс. по сравнению с $21,88 тыс. в 2012 году, в России этот показатель немного выше – $24,12 тыс.

Акроним БРИК в 2001 году ввел бывший руководитель подразделения по управлению активами Goldman Sachs Джим О'Нил, охарактеризовав Бразилию, Россию, Индию и Китай как наиболее перспективные развивающиеся рынки, от которых инвесторы в будущем могут ожидать высокую доходность. Звучный термин быстро завоевал популярность, оказав значительное социальное, экономическое и политическое влияние. В частности, на рынок вышли фонды, специализирующиеся именно на инвестициях в страны БРИК, а правительства самих этих стран организовали некое политическое объединение, которое стремится выступать единым фронтом в таких вопросах, как реформирование международной финансовой системы. В 2011 году Бразилия, Россия, Индия и Китай пригласили к участию в этих дискуссиях Южную Африку: политический концепт БРИК стал БРИКС.