Экономика, 13 фев 2013, 01:00

Дорога в "облака": бизнес с опаской переходит на новые IT-технологии

В РБК 13 февраля прошел круглый стол, посвященный перспективам развития малого и среднего бизнеса в России, модернизации бизнеса с помощью IT-решений, а также готовности российского рынка к широкому распространению "облачных" технологий. Его участники пришли к выводу, что представители малого бизнеса менее охотно внедряют новые технологии, чем крупные компании.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Директор проектов Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова рассказала об исследовании, согласно результатам которого 74% представителей малого и среднего бизнеса готовы привносить новшества в свои IT-технологии. Однако "облачные" технологии внедряют или собираются внедрить лишь 16% опрошенных айтишников.

При этом у сторонников и противников "облаков" абсолютно одинаковые аргументы. "Тут очень интересная обыденная психология: "хотим, потому что это повысит эффективность нашего бизнеса и обеспечит безопасность данных"; "не хотим, потому что это не повысит эффективность бизнеса, это опасно для безопасности наших данных", – пояснила Л.Паутова. По ее словам, ФОМ не заметили, чтобы представители малого и среднего бизнеса были готовы к инновациям.

"Мне кажется, что все это напоминает некое айтишное рукоделие: где-то что-то посмотрел в Интернете – установил. То есть уровень IT-продвинутости, как показало исследование ФОМа, зависит от размера компании. Чем крупнее компания, чем больше айтишников, чем более профессиональный IT-директор, тем более основательно он чувствует себя на IT-рынке и в IT-технологиях. Малые компании, вчерашние студенты, стартаперы по индексу IT-продвинутости уступают. Мне кажется, что это большая проблема", – отметила представитель ФОМ.

Руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков "Лаборатории Касперского" Владимир Удалов, рассказал, что сегодня компании, которые сильно зависят от информационных технологий, испытывают определенные риски, если по какой-то причине эти технологии станут недоступны.

Он отметил, что в настоящее время для клиента нет возможности оценить, насколько безопасна та или иная "облачная" технология. По его словам, производитель "облаков" не допустит к себе никакого аудитора, который захотел бы проверить, что представляет собой политика безопасности. Сославшийся на исследование компании Gartner В.Удалов предположил, что в ближайшее время появятся некие "сторонние организации", которые будут проверять безопасность "облачных" сервисов.

"Сейчас наиболее простым решением является все-таки более пристально смотреть на крупных вендеров и производителей. Как правило, у них все процедуры, политика информационной безопасности находятся на высоком уровне", – полагает он. При этом эксперт призвал не забывать, что "облачные" технологии "не болтаются в облаках".

"На самом деле есть некий ноутбук, или смартфон, или планшет, с которого сотрудник будет получать доступ к этим "облачным" технологиям. И нужно не забывать обеспечивать безопасность этого ноутбука, грубо говоря. Потому что могут быть безупречно защищены сами серверы, но если у сотрудника вирус на ноутбуке, то злоумышленник или конкурент может просто получить логин и пароль для того, чтобы самостоятельно получить доступ ко всем конфиденциальным данным. Не нужно взламывать сам "облачный" сервер, достаточно поработать с незащищенным ноутбуком сотрудника", – заключил В.Удалов.

Руководитель подразделения по работе с СМБ компании Microsoft Максим Фролов рассказал об особенностях защиты персональных данных в "облачном пространстве". "Если говорить о компании Microsoft, то, используя "облачные" технологии, по сути дела мы являемся провайдером данных услуг. Конечно же, мы с большим уважением относимся к конфиденциальности данных наших пользователей, и поэтому информация, которая находится на наших серверах, закодирована и не используется нами никоим образом", – заверил он.

По его словам, пользователь может в любой момент эту информацию удалить. "Более того, в рамках договора, который подписывает с нами пользователь, мы сообщаем о том, где находится центр обработки данных и где находится обслуживающий персонал. С точки зрения ведения бизнеса мы пытаемся подать всем пример, как это надо делать. Действительно, правильно сказали, что федеральный закон (ФЗ №152 "О персональных данных" – прим. РБК) на данный момент не самым четким образом прописан, то есть он не так четко определяет степень ответственности, что требовалось малому и среднему бизнесу. Мы решили пойти с инициативой, чтобы просто показать, как надо сделать это правильно и этично", – отметил М.Фролов.

Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Путь героя: как составить жизненную стратегию, которая приведет к успеху