Экономика, 13 фев 2013, 01:00

Дорога в "облака": бизнес с опаской переходит на новые IT-технологии

В РБК 13 февраля прошел круглый стол, посвященный перспективам развития малого и среднего бизнеса в России, модернизации бизнеса с помощью IT-решений, а также готовности российского рынка к широкому распространению "облачных" технологий. Его участники пришли к выводу, что представители малого бизнеса менее охотно внедряют новые технологии, чем крупные компании.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Директор проектов Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова рассказала об исследовании, согласно результатам которого 74% представителей малого и среднего бизнеса готовы привносить новшества в свои IT-технологии. Однако "облачные" технологии внедряют или собираются внедрить лишь 16% опрошенных айтишников.

При этом у сторонников и противников "облаков" абсолютно одинаковые аргументы. "Тут очень интересная обыденная психология: "хотим, потому что это повысит эффективность нашего бизнеса и обеспечит безопасность данных"; "не хотим, потому что это не повысит эффективность бизнеса, это опасно для безопасности наших данных", – пояснила Л.Паутова. По ее словам, ФОМ не заметили, чтобы представители малого и среднего бизнеса были готовы к инновациям.

"Мне кажется, что все это напоминает некое айтишное рукоделие: где-то что-то посмотрел в Интернете – установил. То есть уровень IT-продвинутости, как показало исследование ФОМа, зависит от размера компании. Чем крупнее компания, чем больше айтишников, чем более профессиональный IT-директор, тем более основательно он чувствует себя на IT-рынке и в IT-технологиях. Малые компании, вчерашние студенты, стартаперы по индексу IT-продвинутости уступают. Мне кажется, что это большая проблема", – отметила представитель ФОМ.

Руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков "Лаборатории Касперского" Владимир Удалов, рассказал, что сегодня компании, которые сильно зависят от информационных технологий, испытывают определенные риски, если по какой-то причине эти технологии станут недоступны.

Он отметил, что в настоящее время для клиента нет возможности оценить, насколько безопасна та или иная "облачная" технология. По его словам, производитель "облаков" не допустит к себе никакого аудитора, который захотел бы проверить, что представляет собой политика безопасности. Сославшийся на исследование компании Gartner В.Удалов предположил, что в ближайшее время появятся некие "сторонние организации", которые будут проверять безопасность "облачных" сервисов.

"Сейчас наиболее простым решением является все-таки более пристально смотреть на крупных вендеров и производителей. Как правило, у них все процедуры, политика информационной безопасности находятся на высоком уровне", – полагает он. При этом эксперт призвал не забывать, что "облачные" технологии "не болтаются в облаках".

"На самом деле есть некий ноутбук, или смартфон, или планшет, с которого сотрудник будет получать доступ к этим "облачным" технологиям. И нужно не забывать обеспечивать безопасность этого ноутбука, грубо говоря. Потому что могут быть безупречно защищены сами серверы, но если у сотрудника вирус на ноутбуке, то злоумышленник или конкурент может просто получить логин и пароль для того, чтобы самостоятельно получить доступ ко всем конфиденциальным данным. Не нужно взламывать сам "облачный" сервер, достаточно поработать с незащищенным ноутбуком сотрудника", – заключил В.Удалов.

Руководитель подразделения по работе с СМБ компании Microsoft Максим Фролов рассказал об особенностях защиты персональных данных в "облачном пространстве". "Если говорить о компании Microsoft, то, используя "облачные" технологии, по сути дела мы являемся провайдером данных услуг. Конечно же, мы с большим уважением относимся к конфиденциальности данных наших пользователей, и поэтому информация, которая находится на наших серверах, закодирована и не используется нами никоим образом", – заверил он.

По его словам, пользователь может в любой момент эту информацию удалить. "Более того, в рамках договора, который подписывает с нами пользователь, мы сообщаем о том, где находится центр обработки данных и где находится обслуживающий персонал. С точки зрения ведения бизнеса мы пытаемся подать всем пример, как это надо делать. Действительно, правильно сказали, что федеральный закон (ФЗ №152 "О персональных данных" – прим. РБК) на данный момент не самым четким образом прописан, то есть он не так четко определяет степень ответственности, что требовалось малому и среднему бизнесу. Мы решили пойти с инициативой, чтобы просто показать, как надо сделать это правильно и этично", – отметил М.Фролов.

Pro
Битва с возрастом: 4 экстремальных биохака миллиардера Брайана Джонсона
Pro
Стартап Boom испытал сверхзвуковой лайнер. Что это значит для авиации
Pro
В российских компаниях избыток «люмпенов». Чем они опасны для бизнеса
Pro
Какие компании интересны рейдерам: схемы захвата и способы защиты
Pro
«Две крайности». Экономисты оценили риски «турецкого сценария» для России
Pro
Точка невозврата. Почему Китай уже обогнал США по ключевым технологиям
Pro
Когда желание быть лучше всех мешает жить, и как с ним справиться
Pro
Как снизить затраты на бензин на 10–20% — 7 советов аналитика