Падение экономики, 13 фев 2015, 16:37

Большинство россиян начали экономить на продуктах из-за роста цен

По данным опроса фонда «Общественное мнение», 55% россиян начали экономить из-за продолжающегося роста цен. Треть респондентов думают о том, как найти дополнительные источники дохода
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Материальное положение 49% опрошенных россиян, по их собственной оценке, ухудшилось за последние два-три месяца, а у 47% практически не изменилось. Еще два процента опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, и ни один процент не отметил улучшения своего материального положения с начала зимы. Таковы данные опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Опрос был проведен 7–8 февраля среди 1,5 тыс. человек в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ.

Надежду на улучшение своего материального положения в 2015 году высказали 12% опрошенных. По 28% респондентов не ожидают изменений либо ждут ухудшения своего финансового положения, 32% затруднились ответить на этот вопрос.

Почти треть опрошенных россиян (34%) оценивают свое материальное положение как плохое и лишь 5% довольны своей текущей финансовой ситуацией. 61% респондентов считают, что их материальное положение находится на среднем уровне.

В ситуации с ростом цен 55% опрошенных ФОМ россиян в первую очередь думают о том, как сэкономить, 33% задумываются о дополнительном заработке и 12% затруднились ответить. Причем больше всего об экономии думают пожилые люди, малообеспеченные граждане, безработные, женщины и сельские жители. О дополнительном заработке думают люди с доходом свыше 30 тыс. руб. в месяц, моложе 30 лет, имеющие высшее образование, жители Москвы и городов-миллионников, пользующиеся интернетом, а также мужчины.

Больше половины опрошенных (51%) признались, что начали экономить на продуктах питания. 32% респондентов экономят на мясе и птице, 30% – на сыре и колбасе, 27% – на фруктах, 25% – на рыбе и морепродуктах и 17% – на кондитерских изделиях.

26% респондентов в минувшие месяцы отказались от покупки новой одежды и обуви, по 16% сократили расходы на развлечения и на покупку бытовой техники, 13% отказались от походов в магазины косметики и парфюмерии, по 12% снизили траты на кафе и рестораны, покупку медикаментов и путешествия.

От запланированных покупок бытовой техники пришлось отказаться 10% опрошенных россиян, от ремонта были вынуждены отказаться 7%, от покупки автомобиля – 6%, мебели – 5%. Всего 43% респондентов признались, что были вынуждены отказаться о запланированных крупных покупок.

Из всех работающих по найму россиян 37% опрошенных признались, что недовольны своей зарплатой, 13% она устраивает, затруднились ответить 2%. Опрос также выявил, что 13% респондентов получают зарплату 14–21 тыс. руб., по 9% – 8–14 тыс. руб. и 20–30 тыс. руб., 7% получают менее 8 тыс. руб., 5% – более 30 тыс. руб. Каждый десятый отказался отвечать на вопрос о размере его заработной платы. 39% респондентов признались, что им не хватает денег до следующей зарплаты, 13% с этим никогда не сталкивались.

По прогнозу Минэкономразвития, цены на продукты в первом полугодии 2015 года вырастут почти на 23,8%. Эмбарго, введенное минувшим летом в ответ на западные санкции, в полной мере скажется на росте цен лишь в нынешнем году, считают в ведомстве. Пик роста цен прогнозируется на весну. Инфляция пойдет на спад лишь во второй половине года и может снизиться до уровня 15,1%.

По итогам 2014 года цены на продукты питания в России выросли на 16,7%, в то время как в странах Евросоюза продукты подешевели в среднем на 1%. При этом инфляция в России составила 11,4% по итогам года.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist