Уровень доверия бизнеса к экономике России вышел на максимум за 3 года
Уровень оптимизма по поводу перспективы развития экономики в среде российского бизнеса практически сравнялся со среднемировым, сообщает компания Markit. Проведенное ее экспертами исследование показало, что доля российских компаний, чьи руководители ожидают роста экономики, в феврале 2017 года превысила долю тех, кто ждет ее спада, на 29 п.п. В среднем по миру разрыв в последнем месяце зимы 2017 года составил 31 п.п.
Столь серьезное превосходство оптимистов над пессимистами в России Markit зафиксировал впервые с июня 2013 года, то есть почти за четыре года. Для сравнения, в октябре 2016 года число руководителей российских компаний, ожидающих роста экономики, превышало число пессимистов лишь на 18%.
Особенно заметно превосходство оптимистов в промышленности. По оценке Markit, доля компаний, планирующих увеличение объемов производства в течение ближайшего года, превышает долю тех, кто роста не ждет, на 34 п.п., что является максимумом за два года. В сфере услуг преимущество оптимистов скромнее (26 п.п.), однако оно является максимумом с июня 2013 года.
В отчете Markit отмечается, что ожидания роста производства российские бизнесмены связывают с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу, возрождением экономики России в целом и выходом на новые рынки.
По словам экономиста Markit Сэмюэля Агасса, уровень доверия бизнеса к экономике России уверенно растет третий месяц подряд, а его рост сопровождался повышением индекса деловой активности PMI (в январе индекс PMI в промышленности достиг максимума с марта 2011 года, но в феврале несколько снизился).
В начале марта 2017 года эксперты Markit отмечали, что руководители большинства компаний ожидают, что усиление спроса, новые долгосрочные контракты и возобновление экономического роста приведут к повышению объемов их производства в ближайшие 12 месяцев. Степень оптимизма в этом вопросе в Markit оценили как максимальную за 21 месяц.
«Наиболее обнадеживает то, что степень оптимизма была самой яркой с мая 2015 года», — заявил тогда главный экономист Markit Пол Смит.