Падение цен на нефть, 13 мар 2020, 10:54

Леонтьев заявил о готовности нефтяной отрасли выдержать шантаж Эр-Рияда

Саудовская Аравия в гораздо большей степени зависит от цен на нефть, чем Россия, заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Он назвал действия Эр-Рияда шантажом и заверил, что компания готова выдержать это
Читать в полной версии
Фото: Global Look Press

Нефтяная отрасль готова выдержать шантаж со стороны Саудовской Аравии, поскольку Россия менее зависима от нефтяных доходов. Об этом в эфире радиостанции «Вести FМ» заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, отметив, что высказывает личную точку зрения.

«Наша нефтяная отрасль доказала, что может существовать в условиях санкций, колоссальных колебаний. У саудитов издержки добычи ниже, чем у нас, не критично, но ниже, потому что у нас тоже очень низкие при всех возможных реальных ценах. У них колоссальные социально-политические издержки, у них вся жизнь, воспроизводство себя, государства, полностью строятся на нефтяных доходах, они гораздо более уязвимы в этой ситуации. Мы готовы выдержать этот шантаж», — сказал представитель нефтяной компании (цитата по ТАСС).

Леонтьев также добавил, что соглашение ОПЕК+ приносило позитивный эффект обеим сторонам. «Однако в определенный момент Саудовская Аравия решила сорвать этот диалог. То, что произошло, было обычным ультиматумом, шантажом», — считает он.

Одним из главных критиков соглашения по ограничению нефтедобычи ОПЕК+, которое действовало с 2017 года, была компания «Роснефть». 8 марта в беседе с РБК Леонтьев говорил, что все объемы нефти, которые выбывали при неоднократном продлении сделки, оперативно и полностью замещались на мировом рынке американской сланцевой нефтью. «С точки зрения интересов России эта сделка просто лишена смысла. Мы, уступая собственные рынки, убираем с них дешевую арабскую и российскую нефть, чтобы расчистить место для дорогой сланцевой американской и обеспечить эффективность ее добычи», — сказал он.

12 марта глава Минэнерго Александр Новак провел совещание с руководителями ведущих нефтяных компаний страны, после которого многие из них заявили, что готовы работать и наращивать добычу даже при ценах на нефть $8–10 за баррель.

Министры нефти ОПЕК и стран, не входящих в картель, включая Россию, Казахстан и Азербайджан (ОПЕК+), 6 марта 2020 года впервые не смогли договориться о параметрах сделки по сокращению добычи, соглашение перестанет действовать с 1 апреля. Официально вину за себя за провал переговоров никто не взял, однако источники Bloomberg и Reuters рассказали, что Россия и Саудовская Аравия заняли противоположные позиции: Москва предлагала продлить сделку на прежних условиях и только на второй квартал 2020 года, а Саудовская Аравия — сократить добычу еще больше, на 1,5 млн барр./сутки до конца года. Кроме того, издания сообщили, что саудовская сторона готовится предоставить своим партнерам скидки, которые для Азии составят $6, для США — $7 за баррель нефти. На этих новостях 9 марта цены на нее обрушились почти на 30% за день.

Мировые СМИ назвали происходящее ценовой войной между Саудовской Аравией и Россией. Сразу после провала сделки Эр-Рияд, по данным источников Bloomberg, собрался увеличить поставки нефти на мировой рынок на 26%, до 12 млн барр./сутки. В официальном заявлении госкомпания Saudi Aramco позже сообщила, что намерена увеличить добычу еще больше, до 13 млн барр./сутки. В компании уточнили, что получили соответствующее указание от Министерства энергетики страны.

12 марта Bloomberg сообщил, что нефтяные операторы Европы получили предложение от Saudi Aramco о поставках в Роттердам нефти марки Arab Light по $25 за баррель. При этом саудовская компания заявила о готовности утроить объемы поставок. Европейский нефтяной рынок «превратится в место наиболее ожесточенной борьбы за нефть между Эр-Риядом или Москвой», — констатировало тогда издание.

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что Россия не была инициатором выхода из соглашения ОПЕК+. «Не мы были инициаторами выхода из этого соглашения. Напротив, мы предложили продлить соглашение на действующих условиях как минимум до конца второго квартала или на год», — сказал он на заседании правительства.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП