Авторынок РФ отозвался ростом на инъекцию утилизации
Несмотря на то что с начала года продажи автомобилей в России сократились на 13% (данные Ассоциации европейского бизнеса), эксперты прогнозируют рост авторынка на 10-15% по итогам года. Это вполне вероятно: в правительстве РФ задумываются о продлении госпрограммы по утилизации поддержанных автомобилей.
Местный продукт
Как и следовало ожидать, самые большие продажи показывают автомобили, попавшие под программу утилизации. В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, девять производятся в России, отмечает АЕБ.
Лидерами по продажам остаются автомобили Lada, увеличившие продажи в апреле на 54% - до 52,45 тыс. шт. Пару недель назад президент АВТОВАЗа Игорь Комаров заявлял о планах по реализации в апреле около 50 тыс. автомобилей, отметив, что предприятие сейчас имеет ажиотажный спрос на автомобили по программе утилизации. АВТОВАЗ даже ввел дополнительные субботние смены в апреле и в мае, чтобы справиться с возросшим спросом на "классику" - модели 2105.
Рост также показали автомобили УАЗ — на 47% (до 3,85 тыс. шт.), ГАЗ — на 22% (до 6,02 тыс. шт.). Этим автозаводам, кроме программы утилизации, помогла поддержка местных властей. Так УАЗ и правительство Ульяновской области предоставляют жителям Ульяновска и области дополнительную скидку в 70 тыс. руб. Суммируя с 50 тыс. от федерального правительства по программе утилизации, получаются ощутимые 120 тыс. руб.
В то же время правительство Нижегородской области дополнительно к скидке в 50 тыс. руб. по программе утилизации сначала прибавляло скидку в 50 тыс. руб. при покупке автомобиля, произведенного на территории Нижегородской области, а с 1 апреля 2010г. власти области увеличили свою скидку до 100 тыс. руб.
Нижегородский дилер ГАЗа - "ТЦК ГАЗ АТО" - констатирует рост продаж в своем автосалоне в апреле на 50-60% по сравнению с февралем 2010г. Как поясняет представитель дилера, автосалон мог бы продать и больше автомобилей, но их не хватает.
Зарубежные авто тоже стали интересны
Отмечается и рост продаж иномарок, собираемых в России. Так, продажи Chevrolet в апреле возросли на 30%, KIA — на 46%, Renault – на 34%, у Hyundai — на 8%. Эти автопроизводители также участвуют в программе утилизации.
Однако рост наблюдается не только у тех брендов, которые попали под программу, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Так, например, продажи автомобилей Suzuki увеличились в апреле на 67%, Audi — на 47%, Mersedes-Benz — на 50%, Subaru — на 31%, Honda — на 17%. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов объясняет этот факт тем, что сегмент автомобилей премиум-класса менее подвержен кризису. Покупатели таких машин, как правило, обладают свободными денежными средствами для приобретения таких автомобилей, им не нужно брать кредит, объясняет эксперт.
Эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев добавляет, что сейчас реализуется отложенный спрос, что позволяет рынку расти такими темпами.
Главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" (импортер и продавец автомобилей иностранных марок) Сергей Щербинин отметил, что об оживлении рынка говорит также рост доли кредитных продаж. "Если весной прошлого года в "Рольфе" она составляла порядка 20%, то сейчас мы не только восстановили докризисный уровень, но и немного превысили его: в апреле доля кредитных продаж в розничном подразделении "Рольфа" составила порядка 33%, тогда как до кризиса она была на уровне чуть ниже 30%".
С оптимизмом в будущее
П.Клюев полагает, что по итогам года российский авторынок, судя по всему, вырастет по сравнению с 2009г., однако вряд ли рост будет значительным, скорее всего, около 10%. На докризисные показатели российский рынок выйдет еще не скоро, но тем не менее тенденции к восстановлению рынка обозначились довольно явно, резюмирует эксперт. В свою очередь его коллега из "Финам Менеджмент" Д.Баранов прогнозирует рост продаж автомобилей по итогам 2010г. в 10-15%.
С.Щербинин отмечает, что реальные результаты продаж в текущем году будут зависеть не только от спроса, но в значительной степени от наличия ликвидных автомобилей, ведь многие производители планировали производство на 2010г. весьма осторожно, исходя из неясности рынка в конце 2009г. - начале 2010г.
Однако не исключено, что программа утилизации старых автомобилей и субсидирование покупки новых может быть продлена до 2013г., как ранее сообщал источник в правительстве РФ. За первые 10 дней мая выдано около 18 тыс. сертификатов на утилизацию автомобилей, за два месяца действия программы - уже 118 тыс. из запланированных 200 тыс. сертификатов. При нынешних темпах оставшиеся 82 тыс. сертификатов можно выдать за 20 дней.
Екатерина Чичурина, РБК