Экономика, 13 мая 2010, 12:58

Авторынок РФ отозвался ростом на инъекцию утилизации

Российский авторынок наконец начал демонстрировать признаки оживления. По итогам апреля продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей выросли на 20% в годовом исчислении. Остановить стабильное ухудшение продаж, продолжавшееся целых 1,5 года, помог спасительный укол в виде государственной программы по утилизации автомобилей. Кроме того, свою положительную роль сыграл и отложенный спрос, копившийся месяцами.
Читать в полной версии

Несмотря на то что с начала года продажи автомобилей в России сократились на 13% (данные Ассоциации европейского бизнеса), эксперты прогнозируют рост авторынка на 10-15% по итогам года. Это вполне вероятно: в правительстве РФ задумываются о продлении госпрограммы по утилизации поддержанных автомобилей.

Местный продукт

Как и следовало ожидать, самые большие продажи показывают автомобили, попавшие под программу утилизации. В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, девять производятся в России, отмечает АЕБ.

Лидерами по продажам остаются автомобили Lada, увеличившие продажи в апреле на 54% - до 52,45 тыс. шт. Пару недель назад президент АВТОВАЗа Игорь Комаров заявлял о планах по реализации в апреле около 50 тыс. автомобилей, отметив, что предприятие сейчас имеет ажиотажный спрос на автомобили по программе утилизации. АВТОВАЗ даже ввел дополнительные субботние смены в апреле и в мае, чтобы справиться с возросшим спросом на "классику" - модели 2105.

Рост также показали автомобили УАЗ — на 47% (до 3,85 тыс. шт.), ГАЗ — на 22% (до 6,02 тыс. шт.). Этим автозаводам, кроме программы утилизации, помогла поддержка местных властей. Так УАЗ и правительство Ульяновской области предоставляют жителям Ульяновска и области дополнительную скидку в 70 тыс. руб. Суммируя с 50 тыс. от федерального правительства по программе утилизации, получаются ощутимые 120 тыс. руб.

В то же время правительство Нижегородской области дополнительно к скидке в 50 тыс. руб. по программе утилизации сначала прибавляло скидку в 50 тыс. руб. при покупке автомобиля, произведенного на территории Нижегородской области, а с 1 апреля 2010г. власти области увеличили свою скидку до 100 тыс. руб.

Нижегородский дилер ГАЗа - "ТЦК ГАЗ АТО" - констатирует рост продаж в своем автосалоне в апреле на 50-60% по сравнению с февралем 2010г. Как поясняет представитель дилера, автосалон мог бы продать и больше автомобилей, но их не хватает.

Зарубежные авто тоже стали интересны

Отмечается и рост продаж иномарок, собираемых в России. Так, продажи Chevrolet в апреле возросли на 30%, KIA — на 46%, Renault – на 34%, у Hyundai — на 8%. Эти автопроизводители также участвуют в программе утилизации.

Однако рост наблюдается не только у тех брендов, которые попали под программу, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Так, например, продажи автомобилей Suzuki увеличились в апреле на 67%, Audi — на 47%, Mersedes-Benz — на 50%, Subaru — на 31%, Honda — на 17%. Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов объясняет этот факт тем, что сегмент автомобилей премиум-класса менее подвержен кризису. Покупатели таких машин, как правило, обладают свободными денежными средствами для приобретения таких автомобилей, им не нужно брать кредит, объясняет эксперт.

Эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Петр Клюев добавляет, что сейчас реализуется отложенный спрос, что позволяет рынку расти такими темпами.

Главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" (импортер и продавец автомобилей иностранных марок) Сергей Щербинин отметил, что об оживлении рынка говорит также рост доли кредитных продаж. "Если весной прошлого года в "Рольфе" она составляла порядка 20%, то сейчас мы не только восстановили докризисный уровень, но и немного превысили его: в апреле доля кредитных продаж в розничном подразделении "Рольфа" составила порядка 33%, тогда как до кризиса она была на уровне чуть ниже 30%".

С оптимизмом в будущее

П.Клюев полагает, что по итогам года российский авторынок, судя по всему, вырастет по сравнению с 2009г., однако вряд ли рост будет значительным, скорее всего, около 10%. На докризисные показатели российский рынок выйдет еще не скоро, но тем не менее тенденции к восстановлению рынка обозначились довольно явно, резюмирует эксперт. В свою очередь его коллега из "Финам Менеджмент" Д.Баранов прогнозирует рост продаж автомобилей по итогам 2010г. в 10-15%.

С.Щербинин отмечает, что реальные результаты продаж в текущем году будут зависеть не только от спроса, но в значительной степени от наличия ликвидных автомобилей, ведь многие производители планировали производство на 2010г. весьма осторожно, исходя из неясности рынка в конце 2009г. - начале 2010г.

Однако не исключено, что программа утилизации старых автомобилей и субсидирование покупки новых может быть продлена до 2013г., как ранее сообщал источник в правительстве РФ. За первые 10 дней мая выдано около 18 тыс. сертификатов на утилизацию автомобилей, за два месяца действия программы - уже 118 тыс. из запланированных 200 тыс. сертификатов. При нынешних темпах оставшиеся 82 тыс. сертификатов можно выдать за 20 дней.

Екатерина Чичурина, РБК

Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват