Экономика, 13 окт 2021, 07:30

Минфин сообщил о решении проблемы дешевых импортных цветов

Из-за «белорусской схемы» российские цветоводы несли многомиллиардные убытки
Проблема демпинга цен на импортные цветы, ввозимые в Россию через Белоруссию, решена, сообщил Минфин: поставки дешевых цветов удалось пресечь отменой Минском нулевого НДС. Теперь компаниям не грозит введение цветочного акциза
Читать в полной версии
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Для урегулирования проблемы неравной конкуренции между российскими производителями цветов и зарубежными поставщиками импортных цветов, завозивших их в Россию через Белоруссию по заниженным ценам, хватило отмены Минском действовавшей с 2011 года льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) для некоторых компаний. Об этом РБК сообщили в российском Минфине.

До 31 августа 2021 года ряд «уполномоченных экономических операторов» освобождался от НДС в 20% при ввозе в Белоруссию продукции, в том числе цветов, которую потом экспортировали в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Льгота создала так называемую белорусскую схему экспорта в Россию, с помощью которой продавцы импортных цветов из Эквадора, Кении, Нидерландов и других стран могли реализовывать их по заниженным ценам на российском рынке, что ставило в неравные условия отечественных производителей. Доля импортных цветов в России составляла 82%, приводит данные за 2020 год ассоциация «Теплицы России». По ее оценке, из-за белорусской схемы с НДС российские производители одних только роз теряли около 3,2 млрд руб. ежегодно, поскольку в отличие от продавцов импортной продукции уплачивали НДС в полном объеме.

С проблемой неравных конкурентных условий для российских и зарубежных игроков цветочного рынка поручал разобраться в начале 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин после обращения к нему отраслевых организаций. Через год это же требование в адрес Минфина озвучила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, указав, что проблема не решена.

Как выяснил РБК, теперь ситуация поменялась. «Проблема с занижением стоимости при ввозе цветов в Россию, что создавало неравные конкурентные условия для отечественных производителей, уже решена. В результате переговоров с Белоруссией удалось добиться прогресса и отмены действовавших там правил о невзимании НДС при ввозе товара в случае реэкспорта в страны ЕАЭС. Таким образом, эффективный контроль за таможенной стоимостью товаров при ввозе на западной границесейчас уже обеспечен», — сообщил представитель Минфина. Под «правилами о невзимании НДС» имеется в виду льгота по НДС, которая перестала действовать 31 августа.

В чем заключалась идея акциза на цветы

До того как Белоруссия упразднила нулевой НДС, российский Минфин разрабатывал другие меры для выравнивания конкурентных условий между российскими и зарубежными поставщиками цветов. В том числе ведомство рассматривало вопрос введения акциза на цветы. Как рассказали РБК в Национальной ассоциации цветоводов (НАЦ), «Минфин направлял в ассоциацию письмо с предложением введения акциза, в том числе и для отечественного производителя». Более того, министерство разрабатывало проект «дорожной карты» для развития отрасли, заявлял в конце июля глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

По словам сенатора, среди пунктов «дорожной карты» было введение акцизов на импортные цветы, которые продаются ниже индикативной цены, установленной правительством. «Эта мера направлена против демпинга, но непонятно, как будут утверждать индикативную стоимость», — отметил тогда парламентарий. Опасения насчет акциза, под который могли попасть и отечественные производители, выразила и НАЦ в ответном письме Минфину, указав, что «неясен механизм расчета акциза для всех участников рынка: как будет рассчитываться индикативная цена, какие показатели лягут в основу расчета, за какие интервалы времени будет собираться информация и с какой периодичностью это будет происходить».

В НАЦ усомнились в том, что введение акциза сможет уравнять рыночные условия для импортеров и местных производителей. «Непонятно, на сколько увеличатся расходы импортера на стебель. При этом есть понимание, что себестоимость цветка, произведенного в России, станет выше. Учитывая текущую тенденцию по снижению потребительского спроса и росту цен на товары в целом, дальнейшее увеличение отпускных цен на цветочную продукцию за счет акциза приведет к еще большему снижению рентабельности производства», — заявили РБК в ассоциации.

О том, что Минфин прорабатывал возможность введения акциза на цветы, следует и из одной из версий проекта «Основных направлений налоговой политики на 2022 и 2023–2024 годы», которые вносятся в Госдуму вместе с очередным проектом трехлетнего бюджета. «Для выравнивания условий ведения предпринимателей деятельности на российском рынке как для импортеров цветочной продукции, так и для ее отечественных производителей предлагается проработать вопрос введения акциза на цветочную продукцию, механизм которого будет предусматривать его уплату в полном объеме исключительно при искусственном занижении стоимости в таможенных декларациях, свидетельствующем о применении импортерами недобросовестных схем», — говорилось в документе, с которым ознакомился РБК. Однако из окончательного варианта «Основных направлений», который был внесен на рассмотрение в Госдуму, этот пункт исчез.

В пресс-службе Минфина на вопрос о причине отказа от введения акциза на цветы пояснили: «Вопрос введения акциза на цветы ранее рассматривался с бизнесом как раз лишь в качестве одного из инструментов решения этой проблемы [занижения стоимости цветов при ввозе в Россию], поэтому сейчас в этом уже нет необходимости». В министерстве добавили, что утверждение «дорожной карты» также не предполагается.

Как работала белорусская схема

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе—августе 2021 года Россия закупила импортных цветов на сумму $327 млн против $271 млн за весь 2020 год. По стране происхождения крупнейшими поставщиками по итогам восьми месяцев года стали Эквадор ($126 млн), Нидерланды ($104 млн) и Кения ($30 млн), а Белоруссия — лишь пятая в списке ($15 млн), да и то лишь за счет объемов, поставленных в начале года.

В прошлом году наблюдалась обратная ситуация: Белоруссия была крупнейшим поставщиком цветов в Россию с показателем $124 млн (около 46% по стоимости от всего цветочного импорта), а те же Нидерланды, Эквадор, Кения отставали от нее. При этом в натуральных объемах на долю Белоруссии приходилось еще больше — 73,5% всех зарубежных поставок цветов в Россию. Это связано с низкой таможенной стоимостью цветов, ввозившихся из Белоруссии: по официальным данным ФТС, в 2020 году она в среднем составляла $2,1 за 1 кг против $6,6–8,6 за 1 кг при ввозе из Эквадора, Нидерландов, Кении.

Судя по тому что в 2021 году Эквадор, Нидерланды и Кения резко нарастили статистические объемы ввоза цветов в Россию и это совпало как раз с закрытием схем белорусского реэкспорта, прошлогодние объемы импорта из Белоруссии в Россию могли маскировать поставки цветов, выращенных в других странах. Это подтверждается тем фактом, что, по статистике Белстата, изученной РБК, в 2020 году импорт цветов из Эквадора и Нидерландов в Белоруссию достиг $277 млн, часть из которых была реализована внутри страны, а часть — реэкспортирована со сменой страны происхождения.

В предыдущие годы Белоруссия нарастила экспорт цветов в Россию, после того как российские регуляторы в 2015 году ввели запрет на ввоз цветов из Нидерландов — крупнейшего продавца цветов в мире. Россельхознадзор ограничил прямые поставки голландских цветов из-за обнаружения в них карантинных организмов. Белорусские компании предложили зарубежным поставщикам канал реэкспорта: они закупали товар у «цветочных» стран для последующего экспорта в Россию, экономя на налоге на добавленную стоимость по льготе. В России основными покупателями цветочной продукции у белорусских компаний были индивидуальные предприниматели, которые также не являются плательщиками НДС.

«Безэндээсные схемы» делали импортные цветы на 20% дешевле отечественных. Это мешало развиваться отечественному цветоводству. Местным производителям и так трудно конкурировать со странами Африки, где много тепла и света и меньше расходы на энергоносители. По сравнению с Голландией выращивание цветов в России могло бы быть рентабельнее за счет более низкой стоимости газа для отопления теплиц», — рассказал Алексей Ситников, руководитель «Теплиц России», член комитета Госдумы по аграрным вопросам.

Кроме того, занижать стоимость экспортируемой через Белоруссию продукции удавалось и благодаря тому, что местные «таможенные органы не так тщательно проверяли таможенную стоимость, что позволяло уплачивать пошлины кратно меньше, чем должно было быть», рассказывал РБК коммерческий директор логистического оператора ГК AKFA Алексей Чернышев. Таким образом, от таможенных схем с белорусским реэкспортом страдали не только российские производители цветов, но и бюджет.

Какие еще есть меры по поддержке отрасли

По статистике Белстата, с марта 2021-го экспорт цветов сократился практически до нуля. Сроки неслучайны: дело в том, что серые схемы на белорусской таможне российская ФТС выявила в феврале, напомнил Алексей Ситников. Это произошло в ходе выборочных проверок фур с цветами на таможенных пунктах Белоруссии, когда мобильные бригады ФТС выявляли массовые несоответствия в таможенных декларациях и пересчитывали реальную стоимость товаров. Из-за задержек фур на границе представители цветочного рынка в России предупредили о возможном дефиците цветов перед 8 Марта, однако таможенная служба тогда опровергла эти опасения.

«Дефицита в итоге не возникло: предложение цветов на 8 Марта было большим, — вспоминает руководитель «Теплиц России». — ФТС же продолжила «акции» с проверками, контроль шел в течение всего года. Это поняли импортеры и стали отражать в декларациях соответствующую реальности информацию. То есть даже до отмены льготы по НДС диспропорцию в формировании цен между российскими и зарубежными производителями удалось убрать. ФТС обеспечила реальную конкуренцию на рынке и пополнение бюджета».

По его словам, розничные цены на цветы в России не выросли. Однако местные производители подняли оптовые цены, в результате чего в доходах потеряли цветочные магазины и другие перепродавцы — их маржинальность снизилась.

По данным Росстата, свежесрезанные цветы в рознице в 2020 году подорожали на 7,3%, а с января по август 2021 года — на 8,6% и теперь стоят в среднем 123,1 руб. за штуку.

Что касается бюджета, то с конца февраля 2 млрд руб. поступили в виде таможенных платежей с ввоза импортных цветов, указывает Алексей Ситников. Часть этих доходов в Совете Федерации предлагали направить на поддержку отрасли цветоводов. Именно с подачи Совфеда разрабатываются меры развития отрасли, отметил руководитель «Теплиц России». Среди других мер поддержки, которые обсуждаются, — льготные кредиты для российских производителей цветов и предоставление выбора компаниям в зависимости от выручки — работать с НДС или без, добавил Ситников. По его словам, работу над совершенствованием отрасли продолжают Совфед и Госдума вместе с представителями отрасли и их предложения готовятся к обсуждению с Минфином.

Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса
Pro
Может ли жена получить долю в компании бывшего супруга после развода
Pro
Карты Таро и коины вместо KPI: 10 трендов 2025 года, меняющих работу HR
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки