Экономика, 13 ноя 2007, 12:08

Страны - производители нефти наращивают политическое влияние

Цены на нефть в этом году побили все рекорды. К концу прошлой недели черное золото достигло невиданных ранее высот - 98 долл./барр. Причем никаких предпосылок для снижения цен пока не наблюдается.
Читать в полной версии

Аналитики отмечают, что такое "ралли" на нефтяном рынке в конечном итоге приводит к тому, что страны - производители нефти усиливают контроль над своими крупными месторождениями и наращивают свое влияние на мировой политической арене.

Конечно, для мировых потребителей нефти складывающаяся ситуация не особо выгодна - распространяющийся "ресурсный национализм" приводит к ужесточению условий контрактов и уменьшает количество инвестиций и производительность. Однако для крупных производителей, таких как Россия, Венесуэла и Иран, рекордный рост цен несет сверхприбыли и усиление их политического влияния.

"Пока цены на черное золото остаются высокими, победителями в любом случае останутся государства, экспортирующие нефть", - отмечает консультант и бывший представитель Международного энергетического агентства (МЭА) Герман Франссен. "У них сейчас огромное влияние, и они продолжают пополнять свою казну", - добавляет он. Государственные нефтяные компании на данный момент контролируют 3/4 мировой нефти, что не лучшим образом сказывается на активах ведущих нефтеперерабатывающих компаний, таких как Exxon Mobil и Royal Dutch Shell.

Ожидается, что прибыль Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) от продажи нефти достигнет в этом году рекордной отметки 658 млрд долл. (по сравнению с 605 млрд в 2006г.). Однако даже несмотря на такие рекордные показатели, крупные производители нефти вкладывают полученные средства не в разработку новых месторождений, а в другие области, что, в свою очередь, приводит к нехватке запасов.

Например, лидер Венесуэлы Уго Чавес уже использовал полученные прибыли для распространения своих социалистических взглядов. Так, по мере того как прибыль от экспорта в Венесуэле должна увеличиться в этом году на 20%, до 52 млрд долл., объем переработанной нефти государственной нефтяной компании PDVSA снизился по сравнению с 2001г. на 30% - во многом из-за того, что полученные деньги вкладываются не в разработку новых месторождений, а в различные социальные проекты, передает Reuters.

Снижающиеся в Венесуэле объемы производства могут не лучшим образом сказаться на США, которые являются основным покупателем нефти ОПЕК. Возможно, США даже придется искать маржинальные предложения далеко за пределами своего государства. Действия, предпринимаемые президентом Венесуэлы, направлены на ослабление связи с Вашингтоном и укрепление отношений с антиамериканскими государствами, такими как Иран и Куба, отмечают эксперты. По их мнению, в итоге это может привести к усилению политического напряжения. Позиция У.Чавеса уже помогла Боливии и Эквадору закрепить контроль над своими национальными ресурсами, а последний даже объявил о вступлении в ОПЕК, которая на данный момент контролирует около 30% мировой нефти.

В России, которая не так давно выразила свое несогласие с Вашингтоном по поводу ядерной программы Ирана, также ужесточаются условия доступа иностранных компаний к нефтяным месторождениям, а канадская провинция Альберта в прошлом месяце увеличила пошлину на разработку природных ресурсов.

Аналитики также говорят о том, что на фоне сложившейся ситуации усиливается конкуренция между ведущими потребителями нефти. Так, основным конкурентом США становятся развивающиеся страны, и в частности Китай. "Китайские компании сейчас находятся в довольно выгодной позиции, с ними проще заключать контракты", - отмечает соруководитель Institute for the Analysis and Global Security Анна Корин. "Если контракт заключается с китайскими компаниями, то им предоставляется нефть, а они отдают деньги, и на этом все заканчивается", - добавляет она.

Опасный металл. Мистер Голд предрек мировой кризис из-за серебра
Роторная переброска и сорванные спины: как Москву выкапывают из сугробов
Все больше компаний стали уходить в дефолты: что будет в 2026 году
Что будет с ценами на жилье в 2026 году и ждать ли их «охлаждения»
Самая спорная добавка: действительно ли нам так нужен витамин D
Почему возвращение после релокации стало «красным флагом» при найме
Когда бренд становится мемом. Урок Nike из истории с арестованным Мадуро
Кино, видеоигры и «гонка ИИ-вооружений»: 10 крупнейших сделок в мире