Экономика, 14 мая 2010, 11:39

Рост на китайских удобрениях: мировой автопром встает с колен

Мировой автопром, похоже, в этом году приступил к процессу "вставания с колен", на которых он оказался благодаря кризису. После череды неурядиц, подкосивших авторынки по всему миру, производство и продажа четырехколесных средств передвижения снова становится прибыльным делом.
Читать в полной версии

Итоги I квартала 2010г. свидетельствуют о том, что "зеленые ростки" на рынке, пробивавшиеся с конца прошлого года, заколосились для автоконцернов густыми миллиардами прибылей, по которым в отрасли так скучали с 2008г. Эти процессы наблюдаются с начала года во всем мире.

Возвращение к прибыли

Ведущие мировые автоконцерны с начала года явно вздохнули с облегчением. Государственные антикризисные меры по поддержке авторынков в разных странах мира наконец дали свои плоды, позволив если не заработать, то в разы сократить убытки автопроизводителям.

Так, американский Ford в январе-марте 2010г. заработал 2,1 млрд долл. против убытков годом ранее. Его более крупный конкурент General Motors пока не представил своих финансовых результатов. Однако если судить по росту проданных автомобилей в среднем на 20% в последние месяцы, есть надежды на улучшение и его финансовой ситуации.

Неплохо себя ощущают автозаводы Германии и Франции. Daimler и BMW завершили квартал с прибылью в 612 млн евро и 324 млн евро соответственно, хотя еще год назад обе компании работали в убыток. Немецкий Volkswagen увеличил прибыль вдвое - до 473 млн евро. Французские автоконцерны полные отчеты пока не представили, зато их выручка растет: по итогам I квартала и Renault, и PSA Peugeot Citroen нарастили ее на 28% каждый.

Лидер мирового автопрома японская Toyota в январе-марте 2010г. нарастила выпуск машин на 66%, а ее прибыль составила 1,2 млрд долл. Ее более мелкий конкурент Mazda сумел выйти из убытков, увеличив производство машин вдвое и заработав 105 млн долл. Вернулась к прибыли и Honda, заработав 772 млн долл. при росте продаж на 28%.

Ставка на дракона

Не будет большим преувеличением сказать, что мировую автопромышленность спас, по сути, Китай. Эффективная программа господдержки сделала свое "черное дело", и авторынок Поднебесной уверенно обошел на повороте кризиса рынок американский, добившись звания крупнейшего в мире. Сейчас в КНР ежемесячно реализуется более 1,5 млн автомобилей, а рост продаж составляет десятки процентов в месяц. С начала года объем китайского авторынка вырос на 61% - до 6,17 млн проданных машин.

На этом фоне подавляющее большинство мировых автоконцернов скорректировали в лучшую сторону свои прогнозы по прибыли и сообщили о планах нарастить производство. Руководители автогигантов не скрывают: ставка делается на рынок Поднебесной, поскольку он растет быстрее всего. О том, что программа госстимулирования может закончиться, рост не бесконечен даже для Китая, а риск перенасыщения никто не отменял, автоконцерны предпочитают пока не думать.

Другие рынки

Впрочем, не забывают автоконцерны и бывшего лидера - рынок США, который тоже постепенно выходит из кризиса и все еще остается вторым по величине в мире. Тем не менее осторожность прогнозов на его счет понятна: по итогам 2009г. продажи автомобилей в Штатах упали до 27-летнего минимума, и пока не ясно, когда же американский рынок вернется к докризисным оборотам. Кроме того, власти США понемногу сокращают госстимулирование экономики, что тоже может притормозить в какой-то момент американские автопродажи.

Медленно, но верно оправляется от кризисного шока авторынок Европы. По итогам I квартала 2010г. продажи автомобилей в ЕС выросли на 9,2% - до 3,67 млн машин.

Объемы рынка удается поддерживать и в Японии: по итогам финансового года он вырос на 9,9%, а в марте 2010г. продажи легковых автомобилей подскочили сразу на 71% - до 945 тыс. автомобилей. Однако едва ли тут стоит обольщаться: взрывной рост зиждется на крайне низкой сравнительной базе прошлого года и поддержан опять же госстимулированием японского авторынка.

На игле госстимулирования

Пока мировой авторынок растет в основном на государственных программах. В США еще в острой фазе кризиса была запущена программа cash for clunckers (деньги за автохлам), поддерживавшая автопродажи. Аналогичная стимулирующая программа действовала до осени прошлого года в Германии и действует до сих пор в ряде других стран Европы. Как уже упоминалось выше, поддерживают свои авторынки и Япония и, конечно же, Китай.

Однако пока рост мировой экономики неустойчив, а внутренний спрос на товары длительного пользования весьма шаток. Что бывает, когда авторынок отключают от "аппарата искусственного дыхания", хорошо видно на примере Германии. Поначалу там все шло хорошо: в разгар кризиса продажи росли или держались на прежнем, докризисном уровне. Но как только закончились госсубсидии на покупку новых автомобилей, рынок рухнул. Падение продолжается и поныне: в I квартале 2010г. продажи на немецком авторынке упали на 23%.

Что будет, когда стимулирующие программы закончатся по всему миру (и в первую очередь в Китае), не знает пока никто. Все надеются, что к тому времени потребительский спрос на автомобили в мире восстановится. В противном случае авторынки вернутся к скоростному спуску и стагнации, о которых сейчас все стараются не вспоминать.

Александр Гаспарян, РБК

Pro
Мне не нужно идеальное тело всю жизнь: ЗОЖ-привычки «ботаника» из «Офиса»
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха