Цены на бензин продолжат расти вслед за нефтью
Эксперты прогнозируют, что цены на топливо будут расти и далее с учетом прогнозов, ведущих мировых компаний относительного того, что нефть скоро будет стоить 200 долл. за баррель.
Высоким ценам на нефть будет способствовать повышенный спрос на энергоносители со стороны Китая и Индии, а также слабый доллар, который будет обеспечивать привлекательные условия для спекулятивных покупок нефти в качестве альтернативного инвестиционного инструмента. Как заявил президент ОПЕК, каждое снижение курса доллара на 1% относительно евро является сигналом к тому, что цены на нефть вскоре прибавят еще 4 долл. за баррель.
Контролировать и прогнозировать ценообразование на отечественном рынке нефтепродуктов практически невозможно: в России нет внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. Так что в ближайшее время вряд ли удастся переломить ситуацию, делают вывод аналитики. На топливном рынке происходит жесткая концентрация и сокращение независимых участников. За последние 10 лет добыча малых независимых компаний снизилась с 10 до 5%, а количество независимых АЗС за последние три года - с 70 до 50%. При этом крупные компании занимаются не только хранением, но и розничной торговлей топлива, что ставит других участников в неравное положение. Особенно в регионах наблюдается доминирование тех или иных компаний. Но сказать, что российский рынок полностью монополизирован, тоже нельзя: на нем представлены и вертикально-интегрированные нефтяные компании, и независимые игроки.
Такая инфраструктура сложилась из-за огромной территориальной протяженности России, поскольку транспортная составляющая играет существенную долю в цене, рассуждает гость программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ, исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. По его мнению, даже появление товарно-сырьевой биржи, где будут формироваться цены на нефть, не способно переломить ситуацию. Объяснение этому такое: нефтяные компании полностью убрали посредников, практически взяли под контроль всю оптовую торговлю, по крайней мере ее большую часть. Так что нынешняя система фактически напоминает распределительную систему советского времени.
Надо отметить, что в перспективе цена бензина будет зависеть от его качества, точнее, бензин низкого качества будет облагаться акцизом по более высоким ставкам, чем бензин высоких стандартов. Предполагалось, что с 1 января 2009г. производство топлива в нашей стране будет переведено на стандарты "Евро-3", "Евро-4" и "Евро-5", но из-за неготовности российских нефтеперерабатывающих заводов к подобному переходу правительство отложило введение технических регламентов еще на два года. Причины жестких изменений были связаны с необходимостью унифицировать российские порядки с европейскими, в том числе и в таком важном пункте, как уровень выхлопов. Однако против нововведений выступили региональные нефтеперерабатывающие заводы, которые в отличие от гигантов, не способны производить качественное топливо.
По поводу производства качественного бензина Г.Сергиенко говорят, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы производят такой бензин, какой могут производить. Что касается некачественного бензина, который не соответствует товарным требованиям, то его доля составляет примерно 7-10%. Хотя иногда эта цифра достигает 30%, с подачи московских властей, если учитывать, что качество бензина должно быть не ниже стандарта "Евро-3".
В нынешних условиях государство вынуждено дифференцировать налогообложение топливных производств, чтобы стимулировать модернизацию нефтепереработки. Поскольку других инструментов изменить тенденцию роста цен на бензин нет, делает вывод эксперт.