Экономика, 14 авг 2017, 11:00

Эксперты заявили об улучшении настроений в малом бизнесе

Малый бизнес стал лучше оценивать ситуацию в экономике, однако в целом его настроения остаются негативными, показало исследование Альфа-банка
Читать в полной версии
Фото: Максим Поляков / «Коммерсантъ»

Настроения малого бизнеса оказались на самом высоком уровне за два года, однако остались в отрицательной плоскости, свидетельствуют данные нового исследования Альфа-банка «Пульс малого бизнеса» (есть у РБК). Индекс настроений предпринимателей составил минус 21 (он может колебаться от 100 до минус 100), полугодом раньше он находился на уровне минус 27, а худших значений достигал в ноябре 2015 года (минус 38).

Положительную динамику показали все четыре основных показателя, которые ложатся в основу данных по «настроениям»: индекс текущей ситуации и индекс ожиданий на следующие полгода как по деятельности своей компании, так и по экономике в целом. При этом еще в конце прошлого года ожидания предпринимателей ухудшились — несмотря на анонсированный тогда выход экономики на траекторию роста, они готовились к новым трудностям. Теперь же оценки малого бизнеса улучшились, однако не настолько, чтобы выйти в плюс. «Переходу в положительную зону поспособствует не только отсутствие потрясений и новых неоднозначных законопроектов (как переход на онлайн-кассы), но и фактор времени, так как не все еще справились с последствиями последнего экономического кризиса», — отмечает руководитель блока «Массовый бизнес» Альфа-банка Денис Осин.

Положительным оказался лишь индекс ожиданий по компании — плюс 20 пунктов, ниже нуля он опускался только в депрессивный для предпринимателей ноябрь 2015 года (самые высокие темпы падения ВВП наблюдались именно в конце того года). Респонденты воспринимают собственное дело «как свое личное будущее, поэтому они изначально не могут оценивать его негативно», объясняет Осин. На отрицательные оценки экономики в целом, по его словам, в основном влияет «общий негативный информационный фон»(отсутствие быстрого роста ВВП, колебания курса рубля, низкие цены на нефть), а также историческая память о постоянных колебаниях в экономике. Исследование проводилось в июне, оно затронуло 2,3 тыс. компаний — клиентов банка. В опросе приняли участие юридические лица и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 млн руб. в год.

Неустойчивый тренд

«Компании более позитивно оценивают ситуацию по сравнению с ноябрем 2016 года, но ожидания предпринимателей полгода назад оказались лучше реальной ситуации. Во многом это связано с тем, что треть компаний отмечают стагнацию. При этом представители малого бизнеса реже говорят о негативном влиянии санкций, несмотря на продление санкций Евросоюза против России и расширение санкционного списка со стороны США», — пишут авторы.

Слабая положительная динамика в настроениях малого бизнеса действительно есть, но «нельзя сказать, что это устойчивый тренд, который будет держаться вечно», говорит первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Показатель настроения предпринимателей подвержен сильным колебаниям и значительно зависит от внешних факторов, в частности от курса рубля, добавляет Корочкин: если «курс куда-нибудь улетит», это резко повлияет на самочувствие компаний. Средний курс доллара в январе—июне составил 57,97 руб., по данным терминала Bloomberg, а в июле—ноябре (то есть к моменту проведения предыдущего опроса Альфа-банка) — 64,18 руб. Население склонно связывать курс рубля с благополучием страны, писал Sberbank CIB, а директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков говорил РБК, что восприятие экономических перспектив через призму обменного курса «распространенное российское заблуждение». В настроениях малого бизнеса можно лишь фиксировать произошедшее, но сказать, что будет через квартал, намного сложнее, резюмирует Корочкин из «Опоры России».

Похожие взгляды малых и крупных

В отрицательной плоскости остаются и настроения крупного и среднего бизнеса — их ежемесячно анализирует Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Индекс деловой среды, который включает оценку делового климата, финансовых рынков, инвестиционной и социальной активности и так далее, в июле составил 43,1 пункта (за «нулевой» уровень берутся 50 пунктов). В последний раз он опускался ниже этого уровня в феврале прошлого года.

В то же время позитивную динамику показывает индекс деловой активности в промышленности PMI, который рассчитывает IHS Markit. По итогам июля он составил 52,7 балла, это максимум за полгода (значение выше 50 баллов также говорит о росте деловой активности, ниже — о ее падении). Однако хуже приспосабливается сфера услуг: в июле деловая активность компаний из этого сектора упала до 14-месячного минимума (52,6 балла).

Без ориентации на мир

Доля компаний малого бизнеса, связанных с импортом, падает: таковых, по опросу Альфа-банка, 23 против 28% в ноябре. Предприниматели «сокращают закупку товаров и услуг на зарубежных рынках, уступая более крупным игрокам», но «остаются высокозависимыми от внешних торговых операций», указывают авторы. Это «ответ на вызовы времени», импорт «пойдет в гору», если снимут санкции и укрепится рубль, считает Осин.

В то же время удельный вес предприятий, которые имеют дело с экспортом, не меняется — 9%, как и в конце прошлого года. Место на международном рынке завоевывали лишь небольшие компании из сферы IT. «Сейчас многие предприниматели пользуются возможностями, которые открываются для них на внутреннем рынке с уходом части конкурентов. Санкции в том числе диктуют необходимость в первую очередь насытить внутренний рынок», — отмечает Осин. Хотя, по данным ФТС, число малых предприятий, занимающихся экспортом, на начало 2017 года составило 28,1 тыс., почти вдвое превысив значение годом ранее.

Существуют финансовые и нефинансовые барьеры для выхода малого бизнеса на внешние рынки, говорит глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков. К первым, по его словам, относится отсутствие актуальной информации о зарубежных рынках и потенциальных покупателях, а также отсутствие сертификации российской продукции за рубежом и недостаточный уровень квалификации сотрудников небольших предприятий. К финансовым препятствиям Фрадков относит как отсутствие денег, так и «высокие коммерческие и политические риски на зарубежных рынках». Из-за них экспортеры, в частности, не готовы предоставлять отсрочку платежа потенциальным иностранным покупателям, заключает глава РЭЦ.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Почему инвентаризация не поможет вам сократить расходы — 5 ошибок