Экономика, 14 ноя 2013, 18:26

РЖД могут провести масштабную оптимизацию персонала

Сегодня премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что существующей пропускной способности железных дорог не хватает для развития экономики России. "Пропускной способности железных дорог недостаточно ни для развития территорий, ни для освоения новых месторождений, ни для полноценной загрузки морских портов, ни для успешных действий на внешних рынках", - сказал он.
Читать в полной версии
Фото: РБК

Д.Медведев добавил, что около 60% инвестиционных ресурсов в будущем будет направлено на реконструкцию и модернизацию инфраструктуры железных дорог на Восточном полигоне (модернизацию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей). "Реализация проектов по развитию Восточного полигона позволит увеличить общий грузопоток по этому направлению более чем на 50 млн т к 2018г.", - отметил премьер.

Однако глава МЭР Алексей Улюкаев заявил, что в ближайшее время представит предложения по долгосрочной тарифной политике на железнодорожные перевозки, сохранив принятые ранее принципы тарифной политики на 2015-2016гг. "Базово мы исходим из того, что долгосрочная тарифная политика будет повторять принципы 2015-2016гг., то есть индексация предполагается не выше уровня инфляции по индексу потребительских цен за предшествующий год", - сказал он.

В последние годы региональные власти жалуются на сокращение пригородных поездов. Однако 2014г. предложит им новый повод для беспокойства: РЖД планируют самую масштабную оптимизацию штата за все время существования компании. Весь 2013г. между правительством РФ, ОАО "РЖД" и участниками рынка шла дискуссия о судьбе грузовых тарифов. Ущерб РЖД от заморозки составит порядка 60 млрд руб.

Чтобы восстановить баланс, в 2014г. компания в очередной раз обязана выполнить поручение Д.Медведева о ежегодном сокращении закупочных цен на 10%. Снижение затрат на услуги поставщиков сулит железнодорожной монополии экономию более чем в 38 млрд руб. Стремясь выполнить распоряжение правительства, РЖД обратились к поставщикам с предложением пересмотреть ценовую политику. Однако компания потерпела прогнозируемое фиаско: из почти 70 предприятий пойти монополии навстречу готов только Выксунский металлургический завод - производитель железнодорожных колес.

"РЖД не повышают тарифы, доходность компании падает. В то же время поставщики могут и будут индексировать свои цены, - прогнозирует генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. - Единственный выход для железнодорожников - продолжать попытки по их снижению. Однако это очень маловероятно: рынок не работает по законам оптимизации в интересах правительства РФ".

В этой ситуации РЖД заявили, что намерены отказаться от ежегодной индексации заработной платы сотрудников и приступить к сокращению их числа. "Оптимизация численности затронет 3% персонала", - сообщают в пресс-службе РЖД. Это порядка 30 тыс. человек, которые останутся без работы.

Год назад в своем блоге президент компании ОАО "РЖД" Владимир Якунин писал, что по уровню заработной платы компания находится на 6-7-м местах среди российских компаний: "В некоторых регионах железнодорожные зарплаты очень достойные и даже конкурируют с энергетикой и банковским сектором. Если в среднем по сети зарплата составляет 32 тыс. руб. (данные по II кварталу), то, например, на Октябрьской железной дороге это 35 тыс. руб., на Московской - 38 тыс. руб., на Восточно-Сибирской - 41 тыс. руб., на Дальневосточной - 42 тыс. руб.".

Теперь же HR-специалисты ожидают 30-тысячного наплыва железнодорожников и анализируют рынок вакансий на предмет его готовности. Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев полагает, что в масштабах страны, где экономически активное население составляет порядка 70 млн человек, рынок труда будет в состоянии переварить появление 30 тыс. безработных железнодорожников. Однако в небольших городах, где РЖД являются заметным работодателем, это вызовет сильное экономическое и социальное напряжение.

"В России специалисты с высшим техническим образованием ценятся гораздо больше, чем обладатели любого другого. У железнодорожников, имеющих такую корочку, есть все шансы сохранить и, может быть, улучшить свое положение. Что касается сотрудников со средним специальным образованием, вероятность того, что рынок предложит им аналогичные вакансии, крайне мала. От сокращений пострадает и сама компания: главная причина, по которой люди ценят работу в госмонополиях, - это стабильность. На фоне сокращения сотрудников и отмены индексации заработной платы этот аргумент теряет силу", - комментирует директор по исследованиям HeadHunter.

В РЖД уже сейчас практикуется сокращенная рабочая неделя. Сотрудникам предлагается работать три дня, получать зарплату за три дня и выполнять объем работы, рассчитанный на пять дней, - в целях оптимизации.

Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple