Инвестиции в нефть в РФ в 2005-2015гг. составят $128-140 млрд
В частности, базовый вариант сценария экономического роста предполагает, что объем добычи нефти будет обеспечиваться за счет продолжения эксплуатации уже разрабатываемых месторождений и ввода отдельных новых из уже открытых месторождений - в частности, в Томской области и в Ханты-Мансийском автономном округе.
По предварительным расчетам, за 2005-2015гг. объем инвестиций в добычу нефти может составить 128 млрд долл. Реализация проекта по расширению трубопроводных мощностей Балтийской трубопроводной системы (БТС) с существующих 50 млн т до 62 млн т в 2005-2006гг. потребует около 2,5 млрд долл. инвестиций. При этом добыча нефти в РФ по базовому варианту в 2015г. вырастет до 500 млн т, экспорт нефти - до 284 млн т.
Второй вариант предполагает рост добычи нефти в 2015г. до 555 млн т, экспорт - до 337 млн т. Данные показатели, как отмечается в документе, могут быть достигнуты при условии интенсивной разработки месторождений, в том числе Тимано-Печорского бассейна и освоения ресурсов Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия). В дополнение к мероприятиям по развитию нефтепроводного транспорта по базовому варианту предусматривается возможность поставки нефти на экспорт по железной дороге в направлении Находки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с привлечением на начальном этапе ресурсов нефти Западной Сибири. К 2012г. эти поставки могут достигнуть 50 млн т нефти в год. При подтверждении необходимых запасов нефти и требуемого уровня окупаемости проекта в этот период начнется реализация трубопроводного проекта транспорта нефти в направлении Находки пропускной способностью до 80 млн т нефти в год с ответвлением в Китай.
Второй вариант также подразумевает начало строительства нефтепровода из Западной Сибири на побережье Баренцева моря (в район Мурманска или порт Индига) с объемами транспортировки 50-70 млн т нефти в год. При завершении строительства нефтепровода поставки нефти по этому направлению могут начаться после 2010г. с ориентацией на эту трубу экспортных поставок нефти с Тимано-Печорской провинции, Западной Сибири и части транзитных поставок казахстанской нефти по системе ОАО "АК "Транснефть". Осуществление проекта в зависимости от выбора трассы строительства потребует по предварительным расчетам вложения инвестиций около 5-12 млрд долл. США. В результате реализации перспективных проектов транспортной нефтепроводной системы доля экспорта нефти трубопроводным транспортом от общего объема экспорта может возрасти с 77,5% в 2003г. до 94,5% в 2015г. По расчетам МЭРТ, объем инвестиций в добычу нефти в 2005-2015гг. по второму сценарию составит 140 млрд долл., а с учетом реализации транспортных проектов - 156-163 млрд долл.
Третий вариант, отмечается в документе, предполагает более взвешенный подход к отбору нефтяных и транспортных инвестиционных проектов с целью использования части инвестиций в инновационном и других секторах экономики. В частности, вариант предусматривает развитие нефтеперерабатывающей промышленности - реконструкцию и модернизацию НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, производству катализаторов. Ожидается, что глубина переработки нефти увеличится с 70,3% в 2003г. до 78,3-79,5% в 2015г. по рассматриваемым вариантам за счет структурной перестройки нефтеперерабатывающей отрасли, предусматривающей увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов и повышение эффективности переработки нефти, реконструкцию и модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий, отмечается в проекте программы.
Напомним, объем добычи нефти в РФ в 2003г. составил 421,4 млн т (+11% к 2002г.), экспорт российской нефти - 207 млн т (+12%). По прогнозу МЭРТ, в 2004г. добыча нефти с газовым конденсатом в РФ вырастет до 459,4 млн т, экспорт - до 257 млн т.
Кроме того, по мнению экспертов МЭРТ, в средне- и долгосрочной перспективе будет ослабевать чувствительность российской экономики к росту нефтяных цен, особенно сверх уровня 30-32 долл./барр. При этом риски резкого торможения роста при снижении цен до уровня, не обеспечивающего рентабельность экспорта по железной дороге и морем, по-прежнему велики - как минимум до 2010г.
В материалах отмечается, что если мировые цены на нефть марки Urals будут устойчиво держаться на уровне 35 долл./барр. (т.е. на уровне 2004г.), то это может увеличить темпы роста экономики в базовом сценарии на 0,5-процентных пункта в год (до 5,2%) в период 2005-2006гг. и на 0,2-0,3% (4,4-4,5%) в 2010-2015гг. Таким образом, рост ВВП в базовом сценарии повышается с 60% до 69% за период 2005-2015гг. Во втором и третьем сценариях относительный вклад повышения нефтяных цен в увеличение темпа роста экономики в ближайшие годы не превышает 0,3%, что отражает более активную роль других факторов развития. При высокой нефтяной конъюнктуре рост ВВП может повыситься в этих сценариях со 101% до 104% за период 2005-2015гг.
Снижение нефтяных цен до уровня 26-28 долл./барр. может понизить темпы роста экономики в базовом варианте до 3,5-4% в год из-за угрозы сокращения нерентабельной добычи и экспорта нефти и пересмотра инвестиционных планов в сторону понижения.
Напомним, МЭРТ РФ в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.) рассмотрел три основных сценария экономического развития: базовый, инвестиционно- и экспортно-ориентированный и инновационно-ориентированный.