Минэкономразвития придумало схему обхода правил ВТО при закупках
Проект изменений в закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» министерство разместило на портале regulation.gov.ru. Согласно тексту документа, Минэкономразвития предлагает отменить право Белого дома «устанавливать приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства». Это право зафиксировано п.1 ч.8 ст.3 этого закона.
Норму предлагается заменить более туманным указанием о том, что правительство будет «устанавливать особенности планирования и осуществления закупок крупнейших заказчиков». В эту среду документ обсуждался на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Его представитель подтвердил РБК, что на встрече у вице-премьера были доложены предложения по реализации нового положения, а ее участники договорились обсудить их на специальных совещаниях.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующую норму «реализовать не представляется возможным», так как правительственный акт, который установит преференции для отечественных товаров, может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО. Но сделать что-то нужно: соответствующее поручение Кремля было дано по итогам послания президента Федеральному собранию.
Два источника РБК в правительстве объяснили, что изменения закона о закупках госкомпаний нужны, чтобы в дальнейшем изменить долгосрочные программы развития госкомпаний: они будут содержать в качестве одной из основных целей увеличение доли закупок отечественной продукции. Главная стимулирующая мера – увеличение ее доли будет учитываться при определении ключевых показателей эффективности менеджмента.
Отраслевые ведомства совместно с Минэкономразвития и Росимуществом будут согласовывать предложения компаний по численным значениям таких индикаторов и ключевых показателей эффективности менеджмента при согласовании долгосрочных программ развития каждой компании. Окончательно они будут устанавливаться по итогам рассмотрения долгосрочных программ развития в правительстве специальным актом правительства.
Такой акт будет предусматривать и механизмы, обеспечивающие приоритет закупок отечественной продукции. Например, требование формирования программ поддержки госкомпаниями отечественных производителей. Требования могут включать проведение конференций отечественных поставщиков, прямое участие заказчиков в капитале отечественных производителей комплектующих или трансферт технологий или передачу технической и технологической документации. Предполагается, что будет создана информационная система заинтересованных представителей бизнеса о потребностях в товарах, работах, услугах. Это позволит им заблаговременно формировать необходимую производственную базу и снижать издержки до приемлемого уровня.
Такие же требования будут распространяться и на закупки при реализации инвестиционных проектов, которым оказываются меры господдержки.
Это рабочая модель с технической точки зрения, считает адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. «Но только если в России производят ту продукцию, квоты на которые могут быть заложены правительством для заказчиков», – добавляет эксперт. Правда, по его мнению, ограничения ВТО полностью обойти не удастся, так как новая схема все равно предполагает издание правительственного акта, что так же, как и сейчас, может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО.
Это будет в большей степени неформальная работа с менеджерами госкомпаний, предполагает партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. Так будет сложнее доказывать преференции российским производителям. «Но само по себе такое регулирование может вызвать возражения у партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Полагаю, что Белоруссия и Казахстан захотят попасть в список «отечественных производителей», – прогнозирует юрист.
Если таким механизмом начнут злоупотреблять, правительство потонет в массе распоряжений, опасается руководитель антимонопольной практики «ГольцблатBLP» Николай Вознесенский. Поэтому применять механизм целесообразно только в исключительных случаях, чтобы решить проблему в конкретной отрасли. Кроме того, по его словам, возможны антимонопольные риски: в 2012–2013 годах в поле зрения ФАС попал «Газпром», покупавший продукцию российских компаний по подобному плану-графику. Тогда это повлекло череду антимонопольных расследований.
Опрошенным РБК госкомпаниям нравятся предложения Минэкономразвития. Представитель «Роснефти» обратил внимание, что компания планирует достичь к 2020 году 70% локализации оборудования для шельфовых проектов, в «РусГидро» реализация инновационных проектов входит в ключевые задачи долгосрочной программы развития, победителями закупочных процедур «Интер РАО» и так по большей части становятся российские структуры, а «Россети» обещают разработать комплексную программу импортозамещения.