Косово: Будущее, устремленное в прошлое
Косово активно строится. Кирпичные двух- и трехэтажные дома вырастают как грибы после дождя. Технология отработана: бетонный каркас закладывается полым красным кирпичом. Первый этаж практически всех домов отводится под магазин либо мастерскую. Дома близко примыкают друг к другу. Строят не спеша и чувствуется надолго. Не брезгуют и самозахватом земли. Только в Приштине - столице Косово - таких домов построено 2,5 тысячи. Так албанцы осваивают новую территорию. Сербов в крае почти не осталось. Сейчас албанцы составляют 90% населения Косово, сербы - 7%, остальные - цыгане, хорваты. Если учесть, что промышленность в крае, мягко говоря, "лежит на боку" и от 70 до 80% трудоспособного населения не работает, то вопрос: откуда средства для такого масштабного и повсеместного строительства представляется далеко не праздным.
Таких источников жилищного строительства албанцами несколько. Часть из них трудится в некоторых европейских странах (Швейцария, Германия), но ясно, что этих денег хватит только на поддержку своей семьи. Другой источник получения средств на строительство (более существенный) - это международные организации, таких как, ОБСЕ и УНМИК (Миссия ООН в Косово). Всего же в Косово гуманитарной деятельностью занимаются около 60 международных организаций. Работают они, как сообщают осведомленные источники, весьма своеобразно. Например, сербским беженцам поставляют только продукты питания и вещи, албанцам же предоставляют стройматериалы и деньги на строительство. Более того, весьма распространена практика, когда гуманитарная помощь, предназначавшаяся для сербов, в итоге оказывалась в магазинах, принадлежавших албанцам.
Основными донорами этих организаций являются арабские страны. Так, Саудовская Аравия выделила на строительство каждой албанской семье, в которой есть погибшие во время конфликта, по 500 тысяч немецких марок. Есть и персональные инициативы. Например, один арабский шейх выделил средства на строительство в Косово 50 мечетей. Мечети уже строятся. Устремленные вверх, как стоящие на стартовой позиции ракеты, они как бы символизируют пассионарность народа, который воплощает идею Великой Албании в жизнь. Кстати, все это происходит на фоне последовательного уничтожения православных храмов и церквей. Если до начала конфликта в Косово действовали около 200 православных святынь, то сейчас осталось меньше 90. Говорить о религиозной и этнической терпимости в такой обстановке вряд ли уместно.
Нельзя также не упомянуть о криминальных источниках средств. Косово фактически является перевалочной базой для переброски в Европу наркотиков, контрабанды, женщин для публичных домов и борделей.
Уход с исторической земли одного народа и приход на нее другого - всегда трагичен. Ушедшие уносят с собой память о прошлом, передают ее своим детям и внукам, возбуждая и призывая их вернуть утраченное. Пришедшие же по-хозяйски осваивают приобретенную землю, искренне веря в том, что она принадлежит им по праву более сильного. Стороны настроены друг против друга непримиримо и решительно. Миротворцы, в том числе и российские десантники, находящиеся в Косово, не панацея. Они конфликт могут только притушить. Но кто его потушит?