Шувалов прокомментировал идею понизить ставку по страховым взносам до 21%
Отвечая на вопрос журналистов, действительно ли правительство рассматривает схему с уменьшением тарифа страховых взносов с 30 до 21% и повышением НДС с 18 до 21%, Игорь Шувалов сказал: «Это может быть по-разному, зависит от того, как закончится дискуссия». По его словам, власти обсуждают налоговую конструкцию в совокупности со страховыми взносами, которая должна быть включена как новое предложение на среднесрочную перспективу. «Но это не раньше, чем будущий год», — сказал Шувалов на форуме Российского экспортного центра в Москве, передает корреспондент РБК.
В то же время замминистра финансов Илья Трунин заявил сегодня журналистам, что Минфин не готов выйти с предложением снизить страховые взносы до 21% и увеличить НДС до того же уровня. По его словам, у Минфина пока вообще нет основного предложения по настройке налоговой системы. Минэкономразвития с такой инициативой пока тоже не выступало, отметил чиновник.
14 февраля РБК сообщил со ссылкой на трех чиновников, что Минэкономразвития и Минфин обсуждают рабочую версию налогового маневра, предполагающую снижение общего тарифа страховых взносов в социальные фонды до 21% (применяется к зарплатам работников) и одновременное повышение ставки НДС до 21% (применяется к стоимости товаров и услуг). В декабре 2016 года президент Владимир Путин поручил в 2018 году перенастроить налоговую систему так, чтобы она стимулировала деловую активность и повышала конкурентоспособность предприятий (изменения должны вступить в действие с 2019 года, после окончания моратория на изменение налоговых условий). Один из источников РБК сказал, что «21 на 21» не окончательный вариант. По данным «Ведомостей», также обсуждаются варианты 20/22, 22/22, 21/22 (взносы/НДС).
Смысл изменений заключается в том, чтобы снизить прямую фискальную нагрузку на работодателей и компенсировать выпадающие доходы повышением косвенного налога (НДС). Тем самым, в теории, понизится себестоимость российских товаров и повысится их экспортная конкурентоспособность, однако дополнительное бремя ляжет на российского потребителя (так как НДС включается в конечную стоимость товара). Кроме того, финансово-экономический блок рассчитывает, что снижение страховых взносов будет стимулировать выход рабочей силы из тени, ликвидацию «конвертных схем» оплаты труда.
Главный идеолог налогового маневра — министр экономического развития Максим Орешкин, работавший до ноября 2016 года в Минфине. В январе 2017 года он назвал теневую занятость одной из основных проблем российской экономики, а ключевой проблемой в налоговой сфере — высокий уровень нагрузки на фонд оплаты труда.
Минтруд считает, что с теневой занятостью нужно бороться другими методами, а радикальное снижение тарифа страховых взносов приведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета в социальные фонды. Например, ставка взносов в Пенсионный фонд сейчас фактически составляет 22% (льготный уровень вместо общеустановленных 26%), и за этот пониженный уровень бюджету приходится платить трансфертом.