Визит А.Меркель в Россию принес многомиллиардные контракты
Встреча лидеров двух государств практически всегда имеет под собой экономическую подоплеку. Кроме того, юбилейный характер встречи - а российско-германский форум "Петербургский диалог" проводится в 10 раз - располагал российский и немецкий бизнес отметить его подписанием крупных соглашений, о которых компании договаривались не один месяц.
Так и вышло, и уже в первой половине дня были подписаны долгожданные меморандумы и контракты. Роль первой скрипки здесь сыграл инженерный концерн Siemens, на который пришлась львиная доля всех заключенных соглашений. Немецкий гигант создаст в России сразу два крупных совместных предприятия (СП) - одно по производству и обслуживанию поездов, а другое - по производству ветряных турбин.
Железнодорожное сотрудничество
Siemens подписал сегодня документы о создании СП по производству, поставке и обслуживанию электропоездов с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и ООО "Аэроэкспресс". Ожидается, что в рамках этого контракта российские компании закупят у немецкого гиганта 240 электропоездов Desiro на 2,2 млрд евро. Поставки будут осуществляться на протяжении ближайших десяти лет. Предполагается, что Siemens направит первый поезд в РФ в конце 2011г., а в 2012г. начнется частичная локализация производства на российской территории.
Кроме того, был подписан меморандум о взаимопонимании между РЖД и Siemens по совместной реализации модернизации сортировочных станций, работы по которому оцениваются еще в 600 млн евро.
Стоит отметить, что немецкий концерн уже не первый год трудится на ниве модернизации российского железнодорожного сообщения. В настоящее время с участием Siemens и РЖД успешно реализуется проект "Высокоскоростные поезда", в рамках которого открыто движение электропоездов "Сапсан" на линии Москва - Санкт-Петербург, а в июле 2010г. предусматривается открытие скоростного сообщения по маршруту Москва - Нижний Новгород.
В этом же году было подписано другое крупное соглашение - РЖД, Siemens и группа "Синара" заключили в рамках V Международного железнодорожного бизнес-форума в Сочи контракт на поставку 221 грузового электровоза 2ЭС10 стоимостью около 42 млрд руб. Поставлять электровозы будет совместное предприятие немецкого Siemens и группы "Синара" - ООО "Уральские локомотивы". Производство электровозов запланировано в период с 2011г. по 2016г., а первый опытный образец будет представлен РЖД уже в декабре этого года.
Деньги и ветер
Другим крупным соглашением сегодняшнего форума в Екатеринбурге стало создание совместного предприятия по производству ветряных турбин. Соответствующий документ подписали "Ростехнологии", "РусГидро" и Siemens.
Cовместное производство будет размещено на базе волгоградского завода "Химпром", где будут производиться стойки, лопасти и мотогондолы. Планируется, что СП будет запущено уже в следующем году. Все участники соглашения будут иметь в нем долю 33%, а вопрос привлечения инвестиций сейчас прорабатывается.
Ранее источники, близкие к переговорам, сообщали, что Россия намерена построить в этом году ветряные электростанции общей мощностью около 5 мегаватт. Ожидается, что данные поставки будут планомерно осуществляться на протяжении последующих десяти лет. Стоимость контракта оценивается примерно в 1 млрд евро.
Сколково с немецким акцентом
Siemens - компания с диверсифицированным бизнесом, что позволило ей отметиться еще одним соглашением - на этот раз с фондом "Сколково", который создает в Подмосковье одноименный инноград. Меморандум о взаимопонимании подписал глава фонда Виктор Вексельберг и председатель правления Siemens AG Петер Лешер.
В.Вексельберг разъяснил журналистам, что с участием немецких партнеров в российском аналоге "Кремниевой долины" будет создан исследовательский центр в сфере энергоэффективности и биологии.
Энергосберегающий Газпромбанк
Тем не менее не все контракты сегодня заключал только Siemens. Так, Минэнерго РФ, ОАО "Газпромбанк" и Немецкое энергетическое агентство подписали меморандум о взаимопонимании относительно вхождения Газпромбанка в Российско-немецкое энергетическое агентство (Rudea). Российскому банку достанется до 30% Rudea, которые он планирует выкупить у нынешних владельцев агентства.
Rudea владеет долями примерно в 500 российских компаниях и занимается повышением использования потенциала энергосбережения в России. В частности, агентство будет участвовать в проекте повышения энергоэффективности уличного освещения в России.
Односторонние инвестиции
После переговоров и заключения контрактов А.Меркель заявила, что необходимо показать открытость немецкой экономики для инвестиций из РФ.
"Хотелось бы, чтобы были проекты-маяки, которые показывали, что это не дорога с односторонним движением", - сказала она на совместной с президентом России Дмитрием Медведевым пресс-конференции.
При этом канцлер подчеркнула, что руководство Германии говорит "добро пожаловать" российским инвесторам, а пример с компанией Opel нельзя считать показателем. "Мы ожидали вхождения в компанию российских партнеров, но, к сожалению, не получилось", - заметила А.Меркель.
В свою очередь Д.Медведев признал, что "определенная диспропорция есть". По его словам, накопленные германские инвестиции в экономику РФ достигли примерно 20 млрд долл., а российские инвестиции в немецкую экономику "явно поменьше, но они тоже есть".
Президент не назвал точной суммы, но по данным Росстата, сумма накопленных российских инвестиций в Германии составляла на конец марта 2010г. 600 млн долл.
"Конечно, мы хотели бы активнее присутствовать в германской экономике, у нас для этого есть и желание, и деньги", - подчеркнул российский президент.
В то же время он заметил, что в ФРГ благоприятная атмосфера для российских инвесторов, и применительно к Германии "язык не поворачивается сказать, что российских инвесторов там не ждут или они под запретом". Д.Медведев добавил, что в Евросоюзе есть государства, где у представителей российского бизнеса возникают гораздо более серьезные сложности.