Экономика, 15 сен 2008, 16:50

"РЕСО-Гарантия" оспорит в суде налоговые претензии на сумму 577 млн руб.

Межрегиональная инспекция ФНС России №9 (ИФНС №9) выставила к исполнению решение, по которому страховая компания "РЕСО-Гарантия" должна будет выплатить после 22 сентября налоговую недоимку на сумму свыше 577 млн руб. Гендиректор "РЕСО-Гарантии" Дмитрий Раковщик подтвердил "РБК-daily" как сам факт получения компанией решения налоговиков, так и сумму налоговой недоимки в размере 577 млн руб.
Читать в полной версии

По словам Д. Раковщика, страховщик выслал налоговикам свои возражения в начале августа. Они касались претензий, которые налоговое ведомство выставило по договорам прямого страхования, перестрахования, а также подвергнув сомнению законность выплат комиссий агентам и брокерам при пролонгации заключенных ранее полисов. "У налоговой службы очень странные аргументы, - говорит Дмитрий Раковщик. — Например, от нас потребовали заключение аттестованного актуария, хотя в России и сейчас таких нет, а на период 2004—2005 года закон этого не требовал, и, мало того, такой нормы не было в законе".

По его словам, компания готова в судебном порядке оспаривать данное решение. "Сейчас уже готовится иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области", — заявил Д.Раковщик. Получить комментарий в Межрегиональной инспекции ФНС №9 в пятницу "РБК-daily" не удалось: глава инспекции Марина Янкина, по словам ее секретаря, уехала в отпуск.

"Мы проводим проверку компании с 2002 года, выдавали ей заключение по российским стандартам и были удовлетворены тем, как ведется работа в "РЕСО-Гарантии", — рассказывает руководитель аудиторского отдела компании Grant Thornton Валерий Лапов. — Не думаю, что мы как аудиторы могли пропустить что-то, что привело бы к подобным последствиям". В.Лапов говорит, что ему непонятно, зачем выставлять требования по наличию аттестованного актуария: "До сих пор не существует законодательно установленных правил аттестации, нет квалификационных комиссий — получить аттестат актуария просто невозможно".

"Странно, что они луну с неба не попросили достать, — говорит депутат Госдумы, глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. — По меньшей мере безграмотно требовать заключения аттестованного актуария. В стране таковых просто не существует". С ним согласен и первый вице-президент ХК "Росгосстрах" Дмитрий Маркаров: "С учетом того, что закона об актуариях до сих пор нет, это вызывает вопросы. А этот закон давно очень нужен и страховщикам, и всем остальным. Суды между страховщиками и налоговыми органами довольно часты, но у налоговиков нет достаточного числа специалистов, разбирающихся в нюансах страхового законодательства, расчетов тарифов, резервов. Особенно проблемы с этим за пределами Москвы".

"Дело в том, что налоговая работает по своим инструкциям, которые она обязана исполнять. Даже тогда, когда они противоречат закону, как в случае с отсутствием заключения аттестованного актуария, — говорит гендиректор аудиторской компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. — Ситуация не столь однозначна, как ее пытается представить налоговая инспекция, и мне кажется, что она поспешила".

Гендиректор "КапиталЪ Страхование" Олег Тишкин замечает, что "недавно "РЕСО-Гарантия" заключила сделку с французской АХА, а иностранцы вряд ли бы стали покупать компанию, не проверив ее досконально. Эта сделка не могла не вызывать интереса со стороны, в том числе и у налоговой".

По мнению адвоката московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Владимира Китсинга, если налоговая посчитала, что возражения компании не были обоснованными, то "РЕСО-Гарантии" лучше сразу идти в суд вплоть до последней инстанции. "Арбитраж не раз доказывал, что решение налоговой инспекции и ее руководителей не является истиной в последней инстанции, - говорит В. Китсинг. - Даже если суды первой и второй инстанции встают на сторону ФНС, то Высший арбитражный суд часто занимает позицию налогоплательщика".

Стоит отметить, что налоговая регулярно проигрывает в судах дела против страховщиков. Удачным примером для "РЕСО-Гарантии" могут служить претензии, предъявленные все той же ИФНС №9 к другой известной страховой компании - РОСНО. Прошлой зимой также после проверки ИФНС №9 доначислила РОСНО около 100 млн руб. налогов. Но 3 июня этого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынес решение в первой инстанции, по которому признал претензии к РОСНО, но уже только в размере 70 тыс. руб.

В августе с.г. страховая компания "СКПО-УралСиб" выиграла тяжбу о 26,6 млн руб. налоговых претензий в Девятом апелляционном арбитражном суд о признании незаконным решения инспекции ФНС № 50, обязавшей страховщика заплатить 20,3 млн руб. налога на прибыль, 2,2 млн руб. пени и 4 млн руб. штрафа. Претензии инспекции касались деятельности "СКПО-УралСиб" по обязательному государственному страхованию (ОГС) сотрудников МВД, МЧС и Федеральной службы исполнения.

А в октябре прошлого года эта же апелляционная инстанция признала незаконным требование инспекции ФНС № 50 к страховому обществу "Зенит" доплатить 11,7 млн руб. налога на прибыль и штрафных санкций. Претензии налоговых органов к "Зениту" касались его отношений по перестрахованию с "Южнорусской перестраховочной компанией" (ЮПК), "Объединенной перестраховочной компанией" (ОПК), страховыми компаниями "Стандарт-Капитал" и "Витязь" в 2003–2004 годах.

Основными акционерами компании "РЕСО-Гарантия" являются братья Николай и Сергей Саркисовы и французская страховая группы АХА. По итогам шести месяцев 2008 года компания со­брала 16,4 млрд руб. премии, выплатив 6,8 млрд руб. возмещений. Чистая прибыль страховщика за первые шесть месяцев составила 1,1 млрд руб.

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Альфа-самец на переговорах: как противостоять его манипуляциям
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Семь шагов, которые сделают маркетинг гиперперсонализированным