Задолженность за газ в Свердловской обл. превысила 2,7 млрд руб.
Именно долги за газ станут основной темой совещания, которое должно состояться в прокуратуре Свердловской области на этой неделе с участием глав муниципалитетов и председателя правительства региона А.Гредина. Если стороны не договорятся, 15 муниципалитетов-должников могут остаться без тепла в начале отопительного сезона.
По данным экспертов, одной из основных причин возникновения долгов за энергоресурсы является ситуация с управляющими компаниями (УК) и товариществами собственников жилья (ТСЖ). Дело в том, что рынок УК-ТСЖ - в некоторых регионах во многом полукриминальная сфера, жестко контролируемая чиновниками муниципального уровня и не допускающая в него посторонних, т.е. независимые УК или ТСЖ, состоящие из реальных собственников жилья.
О том, как это происходит в отдельно взятом районе Нижнего Тагила, недавно рассказали жители в письме губернатору Свердловской области А.Мишарину. По их словам, собственником и генеральным директором одной из крупнейших управляющих компаний города являлся некто К.Захаров, ныне он - глава Ленинского района города. После его ухода новым собственником стала супруга К.Захарова, а генеральным директором - бывший помощник главы города В.Солонков, являющийся по совместительству директором расчетного центра (ООО "Расчеты и платежи"), принимающего платежи от населения.
Как следует из письма, методы этой УК, аффилированной с муниципальной властью, достаточно интересны: например, людям, входящим в официально зарегистрированное ТСЖ, продолжают вручаться квитанции на оплату, которые разносятся по квартирам служащим в сопровождении охраны - двух вооруженных бойцов ЧОПа.
Немногим отличается ситуация и в других городах области. В одном из наиболее проблемных районов Екатеринбурга - Чкаловском, по свидетельству населения, глава местной администрации без всяких конкурсов отдала хозяйство некой УК, против которой активно выступает население и которую активно защищает она сама. Вообще деятельность УК вызывает бурю протестных писем от населения, заявлений в разные инстанции, судебных исков и даже митингов.
Как рассказала РБК директор "Организации народного контроля" Наталья Чернышева, при такой схеме муниципальные власти и управляющие компании имеют возможность распоряжаться собранными с населения коммунальными деньгами, что просто не может не порождать коррупцию на муниципальном уровне. По ее мнению, "суммы, пришедшие за энергоресурсы от населения в коммунальных платежах, должны сразу же автоматически перечисляться поставщикам. В этом случае долги области были бы минимальны".
Просто так выпустить из своих рук такой бонус, как коммунальные платежи, российские чиновники не в силах. В итоге получается, что схема поставки тепла, описанная в начале статьи, реально выглядит по другому: между тепловыми компаниями и населением есть еще одна прослойка - "бизнесмены" от ЖКХ, порой неразрывно связанные с муниципальными чиновниками. Именно они, считают эксперты, создают многомиллионные долги за энергоресурсы, выливающиеся в масштабах России в национальную угрозу ее экономической стабильности.