Экономика, 15 ноя 2017, 11:43

Средний класс отказался возвращаться к докризисным стандартам потребления

Представители среднего класса не собираются увеличивать потребление до докризисного уровня даже с учетом роста их доходов, следует из данных Sberbank CIB
Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Средний класс в России не планирует увеличивать потребление до уровня докризисного 2013 года даже при росте зарплат. Такие данные приводятся в ежеквартальном обзоре «Индекс Иванова» (есть у РБК), подготовленном аналитиками Sberbank CIB. Под условными Ивановыми, которых опрашивали эксперты, подразумеваются типичные представители среднего класса.

За первые девять месяцев этого года зарплату повысили или проиндексировали 27% респондентов (годом ранее за тот же период прибавку получили 25%), и средний рост зарплаты по выборке составил 1,8% (1,6% год назад).

«Мы также спросили Ивановых, как бы они потратили свой дополнительный доход. Похоже, что даже после массовой переориентации на более дешевую продукцию, которая наблюдалась в 2015–2016 годах (из-за которой реальное потребление пищи снизилось до уровня 2010 года), они не планировали возвращаться к уровню высоких расходов 2013 года, даже если бы их доходы росли», — говорится в обзоре.

При условном увеличении зарплаты на 1 тыс. руб. в месяц только 20% из этой суммы респонденты тратили бы на еду (сейчас на нее тратится 38% дохода), 13% купили бы на них одежду и товары для дома (сейчас 17% от дохода), а 12% направили бы эти деньги на сбережения (сейчас 7% дохода).

Опрос разработан исследовательским агентством Cint и проводится каждый квартал по методике, соответствующей опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности в Евросоюзе, однако по более широкому спектру вопросов. Респондентами выступили 2,3 тыс. граждан в возрасте от 18 до 65 лет, живущих в 164 городах России с населением свыше 100 тыс. человек. Погрешность оценок — ниже 2%, отмечает Sberbank CIB.

Впрочем, заявления опрошенных не подтверждаются фактической статистикой, указывается в обзоре. Аналитики сравнили респондентов с доходами 25 тыс. и 35 тыс. руб. в месяц и обнаружили, что первые тратят на продукты 35% дохода, а вторые — 37%. «Это означает, что рост потребления продуктов питания немного отстает от восстановления доходов, но незначительно (мы полагаем, что рост доходов на 10% увеличивает расходы на питание на 9%)», — объясняют авторы. Они ожидают, что доля расходов на питание с нынешних 38% в целом должна будет снизиться до 36%, но только когда возобновится рост реальных доходов (они падают 12 кварталов подряд, по данным Росстата).

При этом в третьем квартале доля условных Ивановых, стремившихся сэкономить на основных товарах, снизилась по сравнению прошлым кварталом на 3 п.п. и составила 68%, что стало самым низким показателем этого года. Аналитики делают вывод, что население использует замедление роста цен для того, чтобы постепенно начать покупать более качественные товары, и это хороший знак для сектора торговли. Сократилось и число тех, кто экономит на развлечениях и отпусках (до 59 и 48% соответственно).

В целом индекс потребительской уверенности Ивановых в третьем квартале улучшился, составив минус 12%. Позитивную динамику показали четыре его ключевых индикатора (уверенность в персональном благополучии в прошедший и следующий годы, уверенность в благополучии страны в прошлый и последующий годы), а также показатель условий для совершения крупных покупок. В прошлом квартале значение индекса составляло минус 15%. В частности, вниз его потянула неуверенность среднего класса в экономической ситуации в России в ближайший год: как объясняли аналитики, популяризация такого мнения была связана с ослаблением рубля, «поскольку люди склонны связывать динамику обменного курса с богатством страны».

В этот раз более позитивные настроения, по мнению авторов, связаны с ростом реальных доходов респондентов благодаря замедлению инфляции. При этом список главных поводов для беспокойства в экономике остается прежним: на первом месте — коррупция (ею озабочены 59% Ивановых), на втором — безработица (53%), на третьем — инфляция (49%). Курс рубля сочли проблемой только 18% респондентов.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством