1. Экспорт без нахлебников
Производительность первой нитки - 27,5 млрд куб. Кроме того, запланировано строительство второй нитки газопровода, которая увеличит пропускную способность "Северного потока" до 55 млрд куб м.
Что выиграет Россия?
По мнению инвестиционного стратега ФГ БКС Максима Шеина, запуск "Северного потока" существенно усиливает роль России в энергетике, потому что "это третий экспортный коридор в Европу и дополнительные 22 млрд м куб".
"Благодаря запуску "Северного потока" увеличится экспорт Газпрома в Западную Европу. Это будет позитивно как для Газпрома, так и для России в целом просто потому, что понятно, какую долю в доходах государства составляют доходы от экспорта газа и нефти. Газпрому интереснее продавать газ напрямую газотранспортными сетями, чем платить за транзит и зависеть от доброй воли транзитных государств", - отмечает аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Тонурков.
Плюсы от запуска нового газопровода для России будут не только экономические, но и политические. Важное преимущество "Потока" - отсутствие транзитных государств, снижающее стоимость транспортировки газа и исключающее различные политические риски. "Мы впервые напрямую связываем Россию с ЕС - никаких стран-транзитеров, только прямая ответственность России как поставщика. С точки зрения усиливающейся конкуренции на европейском рынке газа, этот аргумент важен, потому что история с Украиной в январе 2009г. очень сильно испортила нам имидж, мы до сих пор отголоски этой истории получаем", - заметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
По его словам, важно, что в строительстве "Северного потока" участвовали сразу несколько европейских стран. "Этот проект не просто российский, не просто российско-германский, как Польша вначале пыталась изобразить это, называя его "газовым пактом Молотова-Риббентропа". Туда вошли Голландия и Франция, то есть участвуют три европейские страны и четыре крупные компании плюс пятая - российский Газпром. Это принципиально важный момент, поскольку это общий бизнес и общий проект", - пояснил он.
Кооперация Газпрома и европейских компаний была на всей цепочке - от скважины до горелки. "Это тоже очень важно, потому что я уверен: единственный способ усиления доверия друг к другу заключается в том, чтобы активнее пускать европейцев в наш добывающий сегмент и более активно взаимодействовать в сегменте сбыта в Европе", - добавил К.Симонов.
"Можно сказать, что продажа "Белтрансгаза" - в какой-то степени результат запуска "Северного потока". Для Белоруссии и Украины становится ясно, что они уже не настолько незаменимы, нужно решать проблему, потому что транзит газа по территории этих государств в будущем может вообще прекратиться", - подчеркнул В.Тонурков.