Сохранение объемов инвестпрограмм негативно для акций генкомпаний
Энергопотребление в России к 2012г., по оценкам экспертов, выйдет на докризисные темпы роста - около 3% в год. Такой прогноз озвучил в среду, 15 апреля, глава правительства РФ Владимир Путин на совещании по атомной энергетики. Он отметил, что хотя в условиях кризиса наблюдается снижение энергопотребления, в 2010г. ожидается постепенное восстановление спроса на электроэнергию. Поэтому, по словам премьер-министра, "энергетики не должны расслабляться". Он пояснил, что речь идет о выполнении ранее заявленных программ по строительству мощностей. "Сегодня в некоторых регионах наблюдается дефицит (электроэнергии), что будет дальше (по прошествии кризиса), мы понимаем. Расслабляться не приходится. Нужно активно работать по выполнению наших программ", - сказал В.Путин. Частные энергокомпании, заявил он, не должны допускать отклонений от ранее сформулированных инвестиционных планов: "В ходе игры правила не меняются, как бы ни было тяжело". "С потенциальными партнерами, инвесторами, конечно, нужно говорить, исходя из реалий, может быть, в чем-то им помочь. Но одно совершенно ясно: эти инвестиционные программы должны исполняться", - подчеркнул премьер. Такой была реакция председателя правительства на заявления главы Минэнерго Сергея Шматко, согласно которым целый ряд ОГК и ТГК не исполняют инвестиционные программы и "допускают нецелевое использование финансовых средств, полученных в результате допэмиссии". По словам министра энергетики, полностью справляются с инвестпрограммами Enel (ОГК-5), ЛУКОЙЛ (ТГК-8) и группа ЕСН (ТГК-14). Fortum (ТГК-10) и E.ON (ОГК-4) "справляются неплохо". Не справляются с выполнением инвестпрограмм группа "Синтез" (ТГК-2) и холдинг КЭС (ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7, ТГК-9). ОГК-3 и "Норильский никель" допускают нецелевое использование средств, привлеченных в ходе допэмиссии. Аналитик ИК "Велес Капитал" Олег Зотиков называет заявление В.Путина о необходимости реализации инвестпрограмм в полном объеме негативным для котировок акций частных генерирующих компаний, поскольку в последнее время драйвером их роста во многом служили ожидания инвесторов, что инвестпрограммы ОГК/ТГК все-таки будут скорректированы в сторону уменьшения. "Надеяться остается только на перенос некоторых проектов на более поздний срок, что несколько ослабит финансовую нагрузку на компании в среднесрочной перспективе", - отметил эксперт. С.Шматко также заявил, что Минэнерго считает необходимым "разработать и подписать новую систему договоров и организовать совместно с Ростехнадзором систему контроля за реализацией инвестиционных программ" частными энергокомпаниями. При этом министерство допускает в отдельных случаях изменение инвестпрограмм по срокам строительства мощностей и точкам их размещения, подчеркнул министр. В среду заместитель главы НП "Совет рынка" Владимир Шкатов заявил, что потребление электроэнергии в России, по его мнению, должно сократиться в 2009г. на 9%, а спрос до уровня 2008г. вряд ли восстановится ранее 2013г. Напомним, в 2009г. в России прогнозируется снижение энергопотребления на уровне около 4,5%. По другим оценкам, снижение может составить до 8%. "Мы склонны больше доверять данным Совета рынка, поскольку фактическое падение потребления по итогам I квартала 2009г. составило 7%, и активность в промышленном производстве, по официальным данным, остается низкой", - комментирует заявления чиновников аналитик UniCredit Securities Дмитро Коновалов. По его мнению, это негативные новости для генерирующего сегмента электроэнергетики, хотя масштабы падения спроса резко варьируются в зависимости от региона. Эксперт полагает, что правительству в конечном итоге придется подчиниться экономическим реалиям и позволить частным генерирующим компаниям скорректировать инвестиционные программы, возможно, за счет переноса части строительства и ввода мощностей в строй на более поздние сроки - когда начнет восстанавливаться спрос. "Чиновники признают, что их контроль над частными генкомпаниями и их инвестиционными программами далек от эффективности. Государство может наложить штраф за срыв выполнения инвестпрограмм, но мы сомневаемся, что оно станет прибегать к этому в условиях общего дефицита финансирования", - говорит эксперт. С другой стороны, Д.Коновалов не исключает, что компании, имеющие средства и готовые реализовывать инвестпрограммы даже в текущих условиях, могут получить конкурентные преимущества и подойти к моменту восстановления рыночного спроса с возможностями увеличить долю рынка. По мнению аналитиков ФК "Уралсиб", заявление В.Путина может привести к понижению котировок теплогенерирующих компаний, поскольку рынок ожидал некоторого изменения их инвестиционных программ, которое могло бы ослабить давление финансового положения компаний. Эксперты "Уралсиба" считают, что российские генерирующие компании недооценены по отраслевым сравнительным коэффициентам. Их акции котируются с коэффициентом EV/установленная мощность на уровне 100 долл./кВт, то есть с огромным дисконтом к компаниям других развивающихся рынков (650 долл./кВт). Движущими силами роста акций генерирующих компаний, по мнению экспертов, являются либерализация оптового рынка электроэнергии и ожидания справедливого возврата на инвестиции в строительство новых электростанций. Сами компании, находясь в условиях необходимости реализации инвестпрограмм в полном объеме при сокращении размеров инвестирования, ищут различные способы финансирования масштабных проектов. ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" (ФСК ЕЭС) направило в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) предложение об увеличении тарифа на 2010г. на 70% к уровню 2009г. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления энергетической компании Александр Чистяков. Он добавил, что такой рост тарифа добавит к конечному тарифу для потребителей 2-3%. В 2011г. ОАО "ФСК ЕЭС" предлагает ФСТ увеличить тариф на 20-26%, при этом для конечного потребителя рост составит порядка 1%. По словам А.Чистякова, компания предлагает рассчитывать эти тарифы по новой методике тарифного образования RAB (тариф, основанный на норме возврата на вложенный капитал). Он подчеркнул, что без перехода компании на новую систему тарифного регулирования ей не удастся профинансировать инвестпрограмму в размере 456 млрд руб. А.Чистяков отметил, что на реализацию своей инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" планирует в 2009-2011гг. направить 456,283 млрд руб. Ранее этот объем планировался в размере 700 млрд руб. Несмотря на сокращение программы, подчеркнул А.Чистяков, ее выполнение обеспечит решение поставленных перед компанией задач на ближайшие три года. Позже А.Чистяков сообщил, что инвестиционная программа ФСК ЕЭС в 2010-2011гг. будет профинансирована в основном за счет собственных средств. По его словам, в 2010г. собственные средства ФСК ЕЭС запланированы в объеме 66,107 млрд руб., в 2011г. - 86,442 млрд руб. При этом в 2009г. собственные средства ФСК ЕЭС составят 41,426 млрд руб. Увеличение средств в 2010-2011г. произойдет за счет перехода на новую систему тарифообразования RAB. При этом финансирование из средств федерального бюджета, которое в 2009г. составит 39,425 млрд руб., будет значительно сокращаться. В 2010г. оно составит 4,316 млрд руб., в 2011г. - 2,553 млрд руб. Другим источником финансирования инвестпрограммы ФСК ЕЭС будут средства от продажи активов РАО "ЕЭС России" (ликвидировано 1 июля 2008г.). В 2009г. объем этих средств составит 48,856 млрд руб., в 2010г. - 50,73 млрд руб. До 2011г. компания не намерена продавать активы, переданные на баланс ФСК ЕЭС, в связи с рыночной конъюнктурой. Финансировать свою инвестпрограмму компания будет также за счет привлечения кредитов и займов. В 2009г. их объем составит 26,317 млрд руб., в 2010г. - 34,471 млрд руб., в 2011г. - 55,641 млрд руб. В целом финансирование программы компании составит в 2009г. 156,024 млрд руб., в 2010г. - 155,624 млрд руб., в 2011г. - 144,636 млрд руб. Аналитики ФК "Уралсиб" называют предложение ФСК повысить тарифы позитивной новостью для котировок акций компании. "В то же время мы понимаем, что намерения ФСК могут не получить поддержку со стороны правительства, так как рост на 70% тарифа за передачу электроэнергии не вписывается в планы правительства по ограничению роста тарифов для потребителей электроэнергии", - говорят эксперты. Аналитики отмечают, что в соответствии с обновленной инвестиционной программой, ФСК в 2009-2011гг. должна вложить в развитие 456,3 млрд руб. (12,8 млрд долл.). "Чтобы выполнить этот план, ФСК, по нашим оценкам, будет необходимо поднять тарифы за передачу электроэнергии на 70% в 2010г. и на 40% в 2011г. Мы не исключаем, что в итоге настолько повысить тарифы компания не сможет, однако правительство профинансирует ее капзатраты путем вливания капитала. Мы также не исключаем, что ФСК в нынешнем году пересмотрит свою инвестиционную программу", - считают аналитики. По их мнению, акции ФСК недооценены по прогнозу EV/RAB, который составляет для нее 0,2 против 1,0 для сопоставимых компаний. Однако по прогнозу P/E на 2008г. акции ФСК уже сейчас торгуются, исходя из оценок аналитиков "Уралсиба", на уровне 32,4. Они ожидают, что в 2009г. компания не сможет значительно повысить свою прибыльность, и ее P/E на 2009г. составляет 43,6, что существенно выше среднего коэффициента для сопоставимых компаний сектора (13,7). ФСК ЕЭС - оператор Единой национальной (общероссийской) электрической сети России. Уставный капитал компании составляет 577,7 млрд руб. и состоит из 1 трлн 155 млрд 400 млн акций номиналом 0,5 руб. Доля государства в сетевой компании составляет 76,6%, остальные акции распределены между бывшими акционерами РАО "ЕЭС России" и миноритариями магистральных сетевых компаний. Quote.rbc.ru