Экономика, 16 апр 2010, 17:59

Деньги на пепел: вулкан светит авиакомпаниям крупными убытками

Расположенный в Исландии вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьяллайекюль серьезно испортил настроение авиаперевозчикам и их пассажирам, "выплюнув" в небо огромную массу серы и пепла. Проблема принимает все более и более глобальный характер и может обернуться для авиакомпаний убытками, исчисляемыми десятками миллионов евро.
Читать в полной версии

Можно уже сейчас смело говорить о том, что в ЕС наблюдается самый настоящий авиатранспортный коллапс - облако пепла, поддуваемое ветрами над континентальной Европой, практически парализовало движение воздушных судов. Только накануне были отменены около 8 тыс. рейсов, сегодня их число удвоилось - до 17 тыс. Сотни тысяч пассажиров не смогли улететь вовремя и вынуждены были либо откладывать свои планы, либо передвигаться наземным транпортом.

Эксперты тем временем ничего утешительного не говорят - ожидается, что в грядущие выходные ситуация едва ли изменится к лучшему. Зловещее облако, накрывшее Европу, движется теперь на европейскую часть России. По данным Росгидромета, облака вулканического пепла к 22:00 мск достигнут воздушного пространства северо-запада России.

Огромные убытки

В настоящий момент полностью остановлена работа воздушных перевозчиков в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Ирландии и Литве. Серьезные затруднения испытывают в Германии и Франции. В настоящее время происходят задержки вылетов самолетов из РФ и других стран мира на территорию европейских государств, где содержание пепла в воздушном пространстве слишком опасно для двигателей самолетов.

По оценкам экспертов, трехдневный паралич авиасистемы в Европе обойдется авиаперевозчикам в миллиард долларов потерянной выручки. Авиакомпании одна за другой вынуждены отменять рейсы, теряя пассажиров и возвращая им деньги за билет. Однако подобный форс-мажор несет в себе и дополнительные расходы - тех пассажиров, которые застряли в аэропортах, необходимо разместить в гостинице, обеспечить им трансфер и питание.

Когда по каким-либо причинам отменяется один рейс, проблем не возникает. Но нынешняя ситуация уже затронула несколько миллионов пассажиров по всему миру, и расходы авиакомпаний на исполнение своих обязательств могут исчисляться сотнями миллионов долларов, хотя пока никто и не пытался оценить убытки.

Котировки акций ведущих компаний сектора отреагировали сегодня на ситуацию снижением на 1,5-2% - инвесторы опасаются финансовых последствий "вулканического авиакризиса" и избавляются от акций авиаперевозчиков.

При этом страховые компании сохраняют олимпийское спокойствие, глядя на творящийся в Европе хаос, передает Reuters. "Авиакомпании, как правило, не страхуют отмены рейсов", - пояснил позицию страховщиков пресс-секретарь перестраховочной компании Munich Re. "То, с чем сейчас столкнулись авиаперевозчики, они должны разрешить своими силами", - резюмировал он. Примерно то же касается и турфирм - в подавляющем большинстве случаев страховка не включает в себя пункт об извержении вулкана как причине страхового случая.

Выиграли поезда

Парализованное авиасообщение - это безусловное огорчение для пассажиров, многим из которых никак не добраться до нужных пунктов назначения иначе, чем по воздуху. Те европейцы, которым надо попасть сравнительно недалеко (например, в соседнюю страну), штурмуют кассы вокзалов и уезжают на поездах. Так, компания Eurotunnel (оператор тоннеля под Ла-Маншем) сообщила о резком росте заявок на билеты в последние дни и планирует увеличить количество рейсов, чтобы справиться со спросом.

Вулкан, расположенный в 150 км от столицы Исландии Рейкьявика, начал извергаться 20 марта 2010г., а уже 14 апреля произошло повторное извержение. Известно также, что вулкан возле ледника Эйяфьяллайекюль не был активен в течение 200 лет. В результате извержения возникло облако вулканического пепла, которое двинулось в сторону Шотландии, а затем переместилось на материковую Европу.

Вулканический пепел может серьезно повредить двигатели самолета и даже привести к их остановке, что в 1982г. случилось с британским авиалайнером. Тогда самолет авиакомпании British Airways попал в облако пепла, которое блокировало его двигатели. Самолет начал снижаться, и завести двигатели снова удалось лишь на опасно низкой высоте.

Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов