Экономика, 16 мая 2008, 15:41

М.Прохоров может быть привлечен к проекту ГМК на Дальнем Востоке

Интерес к проекту создания горно-металлургического комбината на Дальнем Востоке на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) проявляет президент группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров. Как сообщил РБК источник в администрации президента РФ, бизнесмен уже обсуждал этот вопрос с рядом высокопоставленных чиновников в Кремле. В администрации президента РФ эту информацию РБК не прокомментировали. В группе "ОНЭКСИМ" сообщили, что подобной информацией не располагают.
Читать в полной версии

Интерес к проекту создания горно-металлургического комбината на Дальнем Востоке на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) проявляет президент группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров. Как сообщил РБК источник в администрации президента РФ, бизнесмен уже обсуждал этот вопрос с рядом высокопоставленных чиновников в Кремле. В администрации президента РФ эту информацию РБК не прокомментировали. В группе "ОНЭКСИМ" сообщили, что подобной информацией не располагают.

Как указывают опрошенные РБК аналитики, участие в создании ГМК на Дальнем Востоке действительно может быть привлекательно для главы "ОНЭКСИМа". Так, по словам старшего аналитика по металлургии Lehman Brothers в России и СНГ Владимира Жукова, М.Прохорову может быть интересен этот проект, так как он завершил сделки с "Русалом" и В.Потаниным, получив за свои активы порядка 10 млрд долл. Аналитик также отметил, что у М.Прохорова есть опыт работы в металлургии, хотя и не в черной.

В свою очередь, аналитик ФК "Уралсиб" Кирилл Чуйко также считает, что теоретически участие в проекте представляет интерес для М.Прохорова, но его инвестиционная привлекательность будет ясна после определения деталей проекта.

С инициативой создания на Дальнем Востоке государственного ГМК выступил полпред президента РФ в ДФО Олег Сафонов, который направил соответствующие предложения в адрес главы государства. О.Сафонов предлагает реализовать этот проект в рамках частно-государственного партнерства, где государство выступит заказчиком, а частный капитал - главным подрядчиком.

Как отмечается в письме полпреда к президенту РФ, в качестве основы для проекта строительства ГМК планируется использовать уже имеющееся производственно-экономическое обоснование (ПЭО). В этих документах просчитана возможность создания на Дальнем Востоке горного комбината с объемом переработки 100 млн т сырой руды и выпуском 30 млн т концентратов в год (содержание железа 64-69%). В настоящее время самыми крупными производителями железорудного сырья в России являются Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты (производят порядка 20 млн т концентрата).

Предполагается, что дальневосточный проект должен охватить Республику Саха (Якутию), Амурскую и Читинскую области, а также Еврейскую автономную область. Для определения параметров металлургической части проекта и его общей стоимости необходимо проведение соответствующей оценки. Согласно расчетам, Дальневосточный ГМК можно создать за 5-8 лет.

Объем минерально-сырьевой базы черной металлургии четырех дальневосточных регионов, включаемых в проект, оценивается в 4 млрд т, по категории С2 - 2,47 млрд т. При этом возможная годовая добыча железных руд может составить около 65 млн т. Качество руд характеризуется высоким содержанием железа - до 53,1%. На экономически выгодном расстоянии от железорудных месторождений в Южной Якутии находятся и месторождения коксующихся углей, флюсов, огнеупоров, графита и формовочных материалов, а также крупное боратовое месторождение.

По мнению О.Сафонова, проект создания ГМК на Дальнем Востоке обусловлен целым рядом факторов. В частности, речь идет о необходимости развития в России новой сырьевой железорудной базы за счет освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, для замещения традиционных и истощающихся провинций в европейской части России и на Урале. Кроме того, реализация проекта, предусматривающего организацию производств по глубокой переработке сырья, даст серьезный импульс смежным областям и всей экономике российского Дальнего Востока.

Как отмечается в письме полпреда к президенту РФ, нынешняя ситуация с разработкой железорудных месторождений в регионе не отвечает экономическим интересам России. Их недропользователями являются частные компании, в том числе иностранные, которые поставляют руду в Китай и не заинтересованы в развитии переработки этого стратегического сырья на территории РФ. Полпред также указывает, что ряд аукционов по продаже лицензий на разработку месторождений были проведены с серьезными нарушениями российского законодательства, по ценам, во много раз ниже рыночной стоимости. В качестве примера О.Сафонов указывает на то, что компания Aricom, принадлежащая британской Peter Hambro Mining, приобрела право на разработку одного из месторождений за 500 млн руб., тогда как его реальная стоимость составляет 4-5 млрд долл.

О.Сафонов полагает, что в рамках создания Дальневосточного ГМК необходимо будет принять отдельный федеральный закон, в котором должен быть предусмотрен особый порядок передачи ему стратегических железорудных месторождений, а также месторождений другого сырья, необходимого для металлургического производства.

Предлагается также отменить результаты проведенных конкурсов по месторождениям в Еврейской автономной и Амурской областях. Кроме того, в условиях проведения последующих конкурсов и аукционов на Дальнем Востоке должны быть прописаны инвестиционные, производственные, технологические, инфраструктурные и экологические требования к победителям.

Pro
Взлом в Dropbox: что утекло и что нужно делать пользователям прямо сейчас
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется