Экономика, 16 мая 2014, 04:16

Магазины спешно прячут табачные изделия под прилавки

Торговцы табаком обязаны убрать с витрин сигареты с 1 июня, когда закон об ограничении курения вступит в полную силу. Крупнейшие ретейлеры, как выяснил РБК, уже приступили к демонтажу оборудования, предназначенного для продажи табака. Но у московских киоскеров возникли проблемы: власти не разрешают переделывать их торговые точки в павильоны.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Изменение правил розничной торговли сигаретами в России предусмотрено положениями федерального закона №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", вступившего в силу с 1 июня 2013г. Для ряда нововведений была предусмотрена отсрочка на год, в частности для запрета курения в общественных местах и новых правил розничной продажи.

В соответствии с законом с 1 июня будет запрещена выкладка сигарет на витрине торговой точки: потребителю будет предоставляться каталог, из которого он сможет выбрать продукт. Кроме того, под запрет попадает продажа табачных изделий в нестационарной рознице - ларьках и киосках. Торговать сигаретами теперь можно только в магазинах и павильонах, под которыми понимаются "строения, имеющие торговый зал и рассчитанные на одно или несколько рабочих мест".

Сети закрыли ящики

Ретейлеры уже готовятся к новым правилам выкладки товара, убедился корреспондент РБК. В некоторых магазинах заранее убрали специальные прозрачные ящики для сигарет, находившиеся около касс. При этом само оборудование пока не демонтировано: в "Перекрестке", расположенном на Минской улице, на ящик у кассы нанесли непрозрачную пленку, скрывающую содержимое. "Нам спустили указание сверху убрать сигареты, - объяснила кассир. - Но прейскуранта у нас пока нет. Вы скажите, какие сигареты вам надо, а я отвечу, есть они в продаже или нет".

Руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (управляет магазинами "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Владимир Русанов рассказал, что в итоге в магазинах сети, если позволит место, будут открыты табачные отделы - формат "магазин в магазине". В этих отделах сигареты будут находиться за закрытыми витринами. В остальных торговых точках, в основном в "Пятерочках", устанавливаются диспенсеры, то есть закрытые коробы. К ним будет прилагаться прайс-лист на продукцию.

В таких же закрытых диспенсерах сигареты будут продаваться в магазинах "Магнит", "Дикси" и "О’Кей", сказали РБК в этих компаниях. Демонстрация табачной продукции покупателю может осуществляться по его требованию после ознакомления с печатным каталогом сигарет, добавляет руководитель по внешним коммуникациям группы "О’Кей" Артем Глущенко.

Прежде чем принять такой формат выкладки, крупные торговцы тестировали его. "Магнит" обкатывает новую схему с февраля этого года, уверяет представитель компании Евгения Удодова. Магазины "Дикси" начали адаптировать под новые сигаретные диспенсеры с 14 апреля, рассказал директор по внешним связям сети Екатерина Куманина. По словам Глущенко, в новых магазинах "О’Кей" уже все соответствует закону, а давно действующие торговые точки перестроятся на новые правила к 1 июня. К этому же сроку обещает успеть и "Магнит". "Дикси" собирается завершить процесс 17 мая.

Ларькам не до табака

У нестационарной торговли - ларьков и киосков - переформатирование торговых точек в павильоны застопорилось. Гендиректор группы "Табачный капитан" Антон Воронов говорит, что его компании удалось получить разрешение властей на перевод киосков в новый формат всего по 100 торговым объектам. Московские чиновники под разными предлогами осложняют процесс, утверждает он.

В табачном киоске, расположенном в подземном переходе около станции метро "Калужская", РБК рассказали, что дорабатывают до конца мая. "Что будет дальше - руководство не сообщило", - сказала продавщица ларька.

Получить комментарий в департаменте торговли и услуг Москвы не удалось.

По данным табачных компаний, сейчас сигареты в России продаются более чем в 330 тыс. торговых точек, из них порядка 40 тыс. точек - ларьки и киоски. Годовые продажи оцениваются в 345-347 млрд сигарет (17,25-17,35 млрд пачек), или свыше 20 млрд долл.

Если киоскерам придется отказаться от продажи сигарет, это будет фактически "смертный приговор" для их бизнеса, считает вице-президент общественной организации "Опора России" Владлен Максимов.

Блок вместо пачки

Крупнейшие производители сигарет - Philip Morris и JTI - от официальных комментариев воздержались. Топ-менеджер табачной компании, входящей в тройку крупнейших производителей сигарет в России, признает, что теперь ему будет крайне сложно выводить на рынок новые продукты: их нельзя не только рекламировать, но даже демонстрировать в торговых точках. Но неудобства для потребителей, которые не смогут купить пачку сигарет в ларьке у дома, обернутся тем, что люди будут покупать сигареты блоками, уверен он.

По словам Глущенко, сейчас в выручке "О’Кей" на сигареты приходится около 2%. "Если продажи и вырастут, то незначительно, - говорит он. - К нам не ходят специально за сигаретами, их покупают с основной корзиной".

Денис Пузырев, Анна Левинская, Алексей Кузьменко

Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу