Экономика, 16 мая 2014, 04:16

Магазины спешно прячут табачные изделия под прилавки

Торговцы табаком обязаны убрать с витрин сигареты с 1 июня, когда закон об ограничении курения вступит в полную силу. Крупнейшие ретейлеры, как выяснил РБК, уже приступили к демонтажу оборудования, предназначенного для продажи табака. Но у московских киоскеров возникли проблемы: власти не разрешают переделывать их торговые точки в павильоны.
Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Изменение правил розничной торговли сигаретами в России предусмотрено положениями федерального закона №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", вступившего в силу с 1 июня 2013г. Для ряда нововведений была предусмотрена отсрочка на год, в частности для запрета курения в общественных местах и новых правил розничной продажи.

В соответствии с законом с 1 июня будет запрещена выкладка сигарет на витрине торговой точки: потребителю будет предоставляться каталог, из которого он сможет выбрать продукт. Кроме того, под запрет попадает продажа табачных изделий в нестационарной рознице - ларьках и киосках. Торговать сигаретами теперь можно только в магазинах и павильонах, под которыми понимаются "строения, имеющие торговый зал и рассчитанные на одно или несколько рабочих мест".

Сети закрыли ящики

Ретейлеры уже готовятся к новым правилам выкладки товара, убедился корреспондент РБК. В некоторых магазинах заранее убрали специальные прозрачные ящики для сигарет, находившиеся около касс. При этом само оборудование пока не демонтировано: в "Перекрестке", расположенном на Минской улице, на ящик у кассы нанесли непрозрачную пленку, скрывающую содержимое. "Нам спустили указание сверху убрать сигареты, - объяснила кассир. - Но прейскуранта у нас пока нет. Вы скажите, какие сигареты вам надо, а я отвечу, есть они в продаже или нет".

Руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (управляет магазинами "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Владимир Русанов рассказал, что в итоге в магазинах сети, если позволит место, будут открыты табачные отделы - формат "магазин в магазине". В этих отделах сигареты будут находиться за закрытыми витринами. В остальных торговых точках, в основном в "Пятерочках", устанавливаются диспенсеры, то есть закрытые коробы. К ним будет прилагаться прайс-лист на продукцию.

В таких же закрытых диспенсерах сигареты будут продаваться в магазинах "Магнит", "Дикси" и "О’Кей", сказали РБК в этих компаниях. Демонстрация табачной продукции покупателю может осуществляться по его требованию после ознакомления с печатным каталогом сигарет, добавляет руководитель по внешним коммуникациям группы "О’Кей" Артем Глущенко.

Прежде чем принять такой формат выкладки, крупные торговцы тестировали его. "Магнит" обкатывает новую схему с февраля этого года, уверяет представитель компании Евгения Удодова. Магазины "Дикси" начали адаптировать под новые сигаретные диспенсеры с 14 апреля, рассказал директор по внешним связям сети Екатерина Куманина. По словам Глущенко, в новых магазинах "О’Кей" уже все соответствует закону, а давно действующие торговые точки перестроятся на новые правила к 1 июня. К этому же сроку обещает успеть и "Магнит". "Дикси" собирается завершить процесс 17 мая.

Ларькам не до табака

У нестационарной торговли - ларьков и киосков - переформатирование торговых точек в павильоны застопорилось. Гендиректор группы "Табачный капитан" Антон Воронов говорит, что его компании удалось получить разрешение властей на перевод киосков в новый формат всего по 100 торговым объектам. Московские чиновники под разными предлогами осложняют процесс, утверждает он.

В табачном киоске, расположенном в подземном переходе около станции метро "Калужская", РБК рассказали, что дорабатывают до конца мая. "Что будет дальше - руководство не сообщило", - сказала продавщица ларька.

Получить комментарий в департаменте торговли и услуг Москвы не удалось.

По данным табачных компаний, сейчас сигареты в России продаются более чем в 330 тыс. торговых точек, из них порядка 40 тыс. точек - ларьки и киоски. Годовые продажи оцениваются в 345-347 млрд сигарет (17,25-17,35 млрд пачек), или свыше 20 млрд долл.

Если киоскерам придется отказаться от продажи сигарет, это будет фактически "смертный приговор" для их бизнеса, считает вице-президент общественной организации "Опора России" Владлен Максимов.

Блок вместо пачки

Крупнейшие производители сигарет - Philip Morris и JTI - от официальных комментариев воздержались. Топ-менеджер табачной компании, входящей в тройку крупнейших производителей сигарет в России, признает, что теперь ему будет крайне сложно выводить на рынок новые продукты: их нельзя не только рекламировать, но даже демонстрировать в торговых точках. Но неудобства для потребителей, которые не смогут купить пачку сигарет в ларьке у дома, обернутся тем, что люди будут покупать сигареты блоками, уверен он.

По словам Глущенко, сейчас в выручке "О’Кей" на сигареты приходится около 2%. "Если продажи и вырастут, то незначительно, - говорит он. - К нам не ходят специально за сигаретами, их покупают с основной корзиной".

Денис Пузырев, Анна Левинская, Алексей Кузьменко

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным