Экономика, 16 мая 2023, 16:07

Биржевая цена бензина в России побила исторический рекорд

Бензин в европейской части России дорожает уже несколько месяцев, котировки Аи-95 побили рекорд 2021 года
Читать в полной версии
Фото: Дарья Широкова / РБК

Биржевая цена бензина Аи-95 в европейской части России на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи достигла исторического рекорда — 60 608 руб. за тонну. Прошлый рекорд был установлен в сентябре 2021 года — тогда цена бензина составила 60,57 тыс. руб. за тонну.

За торговую сессию цена бензина Аи-95 выросла на 1,72%.

Бензин марки Аи-92 дорожает еще быстрее — рост стоимости составил 1,91%, достигнув 52 282 руб. за тонну.

Летнее дизельное топливо подорожало до 50 533 руб. за тонну (рост на 0,45%).

Сильнее всего увеличилась стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Урале и в Сибири — она выросла на 8,37%, до 24 006 руб. за тонну.

В Минэнерго заявили РБК, что изменения биржевых цен существенно не повлияют на стоимость бензина в рознице. «У покупающих бензин на бирже независимых АЗС есть оптово-розничная маржа, благодаря которой с начала 2023 года розничные цены на бензин не превышали роста инфляции. При этом Минэнерго России рекомендовало нефтяным компаниям увеличить объём предложения автомобильного бензина на бирже, особое внимание обратив на АИ-95. Эти рекомендации остаются актуальны», — сообщили в ведомстве. По данным Минэнерго, в целом на внутренний рынок в начале мая 2023 года отгружается на +6,5% автомобильного бензина больше, чем за аналогичный период 2022 года. Кроме того, в апреле начался ежегодный период ремонтов на НПЗ, к которому компании сформировали необходимые запасы автобензина.

РБК направил запрос представителю ФАС.

Рост оптовых цен на бензин Аи-95 происходит на фоне планов Минфина снизить в два раза демпфер, который призван сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть (компании получают компенсацию из бюджета, если внутрироссийские цены на бензин ниже, чем при его продаже на экспорт). В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов предложил снизить демпфер в два раза на год с июля 2023 года по июль 2024 года, потому что, по его словам, сейчас эти средства идут в маржу нефтепереработчиков. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы нефтяники после изменений демпфера не пытались повышать цены на нефтепродукты, подчеркивал Силуанов.

«Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. руб. на тонну, раньше была меньше — 2 тыс. руб. на тонну. Если посмотреть, откуда она берется, — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — сказал Силуанов.

При растущем спросе на рынке производство бензина не снижается, а продажи на бирже сократились примерно на 30%, сказал РБК управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг» (крупнейший частный топливный трейдер в России) Максим Дьяченко. «К тому же, в России увеличилось количество хороших машин на Аи-95, но на бирже сохраняется диспропорция: ежедневно продается около 16 тыс. т бензина Аи-92 и только около 10 тыс. т Аи-92. Для нормального функционирования рынка должен быть паритет», — добавляет он.

По словам Дьяченко, за последнее время вертикально-интегрированные компании увеличили свое присутствие на розничном рынке (например, «Роснефть» купила заправки Петербургской нефтяной компании, ЛУКОЙЛ — АЗС Shell и EKA), поэтому у них выросли собственные потребности в бензине и они могут меньше продавать его мелким оптом и на бирже, что также подогревает спрос.

На рост оптовых цен оказывают влияние и планы правительства сократить демпфер — если субсидирование снижается, производители стараются компенсировать выпадающие доходы и возможно поэтому снижают поставки на биржу, замечает Дьяченко. И это сигнал для покупателей, что топлива стало меньше и оно возможно будет дороже.

В период с начала 2023-го и до середины апреля экспорт российского бензина увеличился на 38% год к году, писал ранее «Коммерсантъ». Отгрузка топлива за рубеж выросла, несмотря на санкции, введенные против российской нефти и нефтепродуктов западными странами.

Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Когда все пошло не по плану: 5 техник адаптации к вынужденным переменам
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала