Бумаги сектора пароходства интересны на долгосрочную перспективу
На фоне общего роста российского фондового рынка в течение последних трех месяцев менее выигрышно выглядят бумаги стивидорных компаний: при росте индекса РТС на 12% акции "Новороссийского морского пароходства" ("Новошип") прибавили порядка 9%, "Мурманского морского пароходства" (Мурманское МП) потеряли 12%. Стоимость бумаг "Волжского пароходства" ("Волга-Флот"), "Северо-Западного пароходства" и "Петролеспорта" не изменилась. Интерес вызывают изменения, происходящие в бизнесе этих компаний, и перспективы акций данного сектора как одного из самых стратегически важных для России. Аналитик Банка Москвы Михаил Лямин считает факторами, сдерживающими рост грузооборота морского транспорта, не удовлетворяющее современным условиям техническое состояние российских портов, отсутствие правового поля, обеспечивающего деятельность портового хозяйства. Российские порты пока неспособны полностью удовлетворить потребности страны в перевалке грузов: по итогам 2007г. рост оборота российских грузов через иностранные порты составил 12,5%. Тем не менее, за последние годы пропускная способность перегрузочных комплексов в морских портах России увеличилась в 1,7 раза и достигла в 2007г. 451 млн т. По мнению специалиста, в 2008г. темпы роста грузооборота российских портов сохранятся, что во многом будет обеспечиваться ростом портовых мощностей. По оценкам профильных ведомств в текущем году в российских морских портах будет перевалено 480 млн т грузов, что на 6,4% выше показателей 2007г. Наиболее перспективной компанией М.Лямин считает "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП). Эксперт полагает, что рост бизнеса позволит НМТП достичь к 2013г. капитализации 1,2 млрд долл. Среднегодовые темпы роста в период с 2008-2012гг. составят 16,5%, среднегодовой темп роста EBITDA за этот период составит 21%. При этом в результате реализации большей части капитальных программ к 2008-2009гг. значительно снизится инвестиционная нагрузка НМТП, что увеличит чистый поток денежных средств. "В результате проведенной оценки мы полагаем, что справедливая стоимость НМТП составляет 0,187 долл./акция, или 18,7 долл./GDR. Наша оценка оказалась на 18% выше котировок GDR НМТП, что соответствует рекомендации "покупать" по бумагам компании, - заключил эксперт. По словам аналитика компании "Атон" Ольги Митрофановой, на данный момент сектор не очень привлекателен для инвестиций. Российские пароходства накопили достаточно проблем, существенно тормозящих их развитие. "Среди таких проблем можно выделить ожидаемый нами рост цен на топливо, достаточно сильную изношенность активов российского флота, отсутствие интереса со стороны стратегических инвесторов", - пояснила эксперт. Несмотря на это, О.Митрофанова выделяет несколько интересных компаний, которые могут принести неплохие прибыли инвесторам. Прежде всего, это "Дальневосточное морское пароходство" (группа FESCO). Сильными сторонами компании являются высокая диверсификация активов, активная скупка перспективных активов, расширение географии перевозок, стратегическая переориентация на интермодальные перевозки. Сильные финансовые результаты FESCO за 2007г. (выручка по итогам года выросла в 2 раза, EBITDA увеличилась в 2,5 раза, чистая прибыль в 1,5 раза) еще раз доказали, что руководство компании выбрало правильное направление для развития. Эксперт отметила грамотную финансовую политику группы: для финансирования масштабной инвестиционной программы и реструктуризации долга ДВМП использует механизм допэмиссий, что повышает ликвидность акций компании. Кроме того, по мнению О.Митрофановой, интересным событием для всего сектора может стать IPO "Совкомфлота", планируемое на конец 2008 - начало 2009гг. Специалист напомнила, что недавно "Совкомфлот" выкупил 96% "Новошипа", однако ожидаемого многими перехода на единую акцию не произошло, вместо этого руководство "Совкомфлота" решило выйти на IPO. "Мы оцениваем, "Новошип" и "Совкомфлот" как достаточно интересный тандем. На наш взгляд, государственная мощь "Совкомфлота" и грамотная стратегия развития "Новошипа" позволят новой, объединенной компании занять лидирующие позиции в секторе", - подытожила О.Митрофанова. Аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли полагает, что отрасль пароходства в целом интересна. Она видит тенденцию создания универсальных транспортных холдингов, способных доставлять грузы "от двери до двери". В этом отношении наиболее показательна транспортная группа FESCO, активы которой включают в себя не только судоходный сегмент, но и железнодорожные перевозки и автомобильный транспорт. Однако сам процесс создания группы породил множество новостей, на фоне которых акции компании значительно подорожали и в данный момент выглядят переоцененными рынком. "Новошип" на фоне консолидации с "Совкомфлотом" также практически реализовал свой потенциал. Эксперт считает интересными бумаги "Приморского морского пароходства" (группа PRISCO), поскольку эта компания торгуется с большим дисконтом к своей справедливой стоимости. По мнению аналитика ФК "Открытие" Кирилла Таченникова, наибольший интерес для инвесторов представляют пароходства, которые отчитываются по МСФО и тем самым предоставляют возможность адекватно оценить стоимость их бизнеса. Это группа FESCO, "Новошип", PRISCO. Эксперт считает сектор достаточно перспективным, учитывая масштабные планы отечественных компаний по расширению флота. В то же время текущая рыночная конъюнктура не слишком благоприятна: фрахтовые ставки почти по всем типам судов падают, снижая потенциально возможный денежный поток пароходств, заметил К.Таченников. Quote.rbc.ru