"Яндекс" рассказал, что дает Сбербанку "золотая акция" компании
Благодаря "золотой акции" Сбербанк может блокировать продажу Yandex своих ключевых активов, в частности российской компании "Яндекс", а также поправки в устав, изменяющие права владельца "золотой акции", пишет CNews со ссылкой на опубликованные на SEC материалы компании.
Начиная с августа 2009г. любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, обязан через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. В случае отрицательного ответа совет директоров принимает решение о продаже доли акций, превышающей 25%, одному или нескольким инвесторам по рыночной цене либо на фондовой бирже.
При этом сам Сбербанк не вправе самостоятельно кому-либо передавать "золотую акцию", либо закладывать ее. В случае же, если Центробанк или российское правительство перестают контролировать Сбербанк (сейчас Центробанк РФ владеет 57,6% акций Сбербанка), совет директоров Yandex изымет у него "золотую акцию" и передаст ее другой подконтрольной правительству структуре, не связанной с конкурентами "Яндекса".
"Золотая" (она же приоритетная) акция "Яндекса" не дает Сбербанку права на место в Совете директоров или участие в принятии решений, влияющих на операционную деятельность компании, отдельно уточнили в пресс-службе интернет-холдинга.
CNews напоминает, что если Yandex путем выдачи "золотой акции" Сбербанку РФ достиг неформальной договоренности с властями об отсутствии ограничений на иностранные инвестиции, то другая российская интернет-компания - Mail.ru Group - решила самостоятельно их ввести. Устав компании запрещает какому-либо не российскому акционеру распоряжаться более чем 35% голосов (этого предела уже достиг южноафриканский холдинг Naspers), а в совокупности акционеры, не являющиеся россиянами, не могут распоряжаться более чем 45% голосов.
Основанный в 1997г. "Яндекс" на данный момент является седьмой по величине поисковой системой в мире. В 2010г. доля "Яндекса" в поисковых запросах в Рунете впервые за четыре года превысила 60%. 19 мая 2010г. компания запустила англоязычную версию своей поисковой системы на домене yandex.com и таким образом вышла на международный уровень. Чистая прибыль "Яндекса" за 2010г. составила 134,3 млн долл., выручка - 439,7 млн долл.