Экономика, 16 июн 2020, 19:01

Спад в российской промышленности ускорился почти до 10%

Основной вклад внесло резкое сокращение добычи нефти
Темпы падения промышленного производства в годовом исчислении ускорились до 9,6% в мае после 6,6% в апреле. Это связано с карантинными ограничениями в связи с COVID-19, следует из данных Росстата
Читать в полной версии
Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Индекс промышленного производства в России в мае 2020 года сократился на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Федеральной службы государственной статистики. Падение по сравнению с апрелем составило 5,5%.

Сокращение индекса промпроизводства в мае стало максимальным с июля 2009 года, когда он снизился на 9,8% в годовом выражении.

Что касается отраслевого среза, то добыча полезных ископаемых сократилась на 13,5% к маю 2019 года и на 9,9% к апрелю 2020 года. Основная причина — сокращение нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+, указывает Росстат. По итогам первого месяца действия соглашения Россия показала значительное исполнение взятых на себя обязательств — сокращение составило 96%, что эквивалентно почти 2 млн барр. суточной добычи, напомнили в пресс-службе Минэнерго. Страны ОПЕК+ до конца июля продолжат сокращать добычу нефти на 9,7 млн барр. в сутки, добавили в министерстве.

Кроме того, добыча угля сократилась с начала 2020 года на 10,2% в годовом выражении (в мае на 13,8%), что, как объясняет Минэнерго, связано как в целом со снижением мирового спроса, так и с сокращением в мае производства электроэнергии тепловыми электростанциями на 20%, для которых основным топливом является уголь.

Объемы обрабатывающих производств снизились на 7,2% в годовом выражении, но по сравнению с апрелем 2020 года они не изменились, что, по мнению ведомства, «косвенно свидетельствует об адаптации предприятий к изменившимся условиям». А ряд отраслей, работа которых не останавливалась, — производство продуктов питания, медицинского оборудования и лекарственных средств, товаров бытовой химии и медицинского назначения, спецодежды и средств гигиены, удобрений, дизельного топлива и сжиженного природного газа, пластмасс и др. — даже нарастили объемы выпуска.

Отрасли, связанные с водоснабжением, водоотведением, сбором и утилизацией отходов, ликвидацией загрязнений, снизили объемы производства на 10,9% к маю 2019 года (в апреле 2020 года снижение составило 11,4% в годовом выражении).

Электро- и теплоэнергетика показала наименьший спад среди четырех основных видов экономической деятельности — на 4,1% к маю 2019 года. Как поясняет Росстат, это связано с тем, что многие предприятия сумели перестроить свои производственные процессы и сохранить, полностью или частично, выпуск продукции и, соответственно, потребление электроэнергии. Кроме того, перевод части персонала на работу в дистанционном режиме и продление режима самоизоляции обеспечили частичное замещение промышленного электропотребления бытовым. Тем не менее по сравнению с апрелем, когда производство электро- и теплоэнергетики сократилось на 1,9% в годовом выражении, в мае спад увеличился.

Ограничения на работу предприятий и организаций в ряде отраслей и сегментов экономики, а также другие меры, введенные для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, продолжили влиять на экономическую активность в стране, заключили в Росстате. Но значительная часть производств адаптировалась к изменившимся условиям и частично компенсировала падение производства в апреле 2020 года, полагают в ведомстве.

Сокращение добычи и деловой активности

Энергопотребление в мае падало больше, чем в апреле, поэтому ускорение сокращения индекса промпроизводства в мае было ожидаемым, полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Эффект сохранения достаточно глубокого спада есть, он скорее всего связан с исчерпанием заказов, которые предприятия еще доделывали в апреле», — пояснила она. Вместе с тем переход к запланированному по соглашению ОПЕК+ сокращению добычи нефти отрицательно влиял на динамику промпроизводства в мае. За первые десять дней июня энергопотребление падает еще сильнее, чем в мае, что свидетельствует о дальнейшем сокращении деловой активности предприятий и перспективе сохранения отрицательных темпов роста промпроизводства, предупредила она.

Основный негативный вклад внесло сокращение добычи нефти согласно ограничениям по ОПЕК+, которые заработали именно в мае, полагает заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. «Именно это обусловило проседание индекса промпроизводства. Ничего больше практически так сильно не продолжило падать, только добыча нефти начала сокращаться. Производство электроэнергии упало вслед за нефтью, потому что 20% промышленного потребления электроэнергии — это добыча нефти», — сказал он.

В мае индекс HIS Markit PMI обрабатывающих отраслей вырос до 36,2 после 31,3 в апреле. Значения индекса остаются на минимальных уровнях с 2008 года. Безусловно, текущее значение остается крайне низким — ниже минимального уровня за весь период наблюдений, однако оно ощутимо выше апрельского, что может сигнализировать о начале восстановительного роста в обрабатывающей промышленности, замечали эксперты ЦМАКП (.pdf).

По оценке Сальникова, в июне темпы падения индекса промпроизводства могут снизиться, небольшое улучшение может произойти потому, что все больше сегментов экономики открываются, а карантинные ограничения начинают сниматься, а добыча нефти и газа останутся «приблизительно на том же уровне». «Дальнейших факторов спада промпроизводства не видно, скорее, речь идет о том, что по мере открытия экономики будет слабое выползание, которое будет очень медленным», — ожидает он. В лучшем случае к концу 2020 года, а может, и к началу 2021 года можно будет увидеть приближение индекса промпроизводства к нулю, добавил Сальников.

По данным Росстата, в наибольшей степени в годовом выражении упало производство в отраслях, связанных с производством:

  • автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — спад на 42,2% к маю 2019 года. Тем не менее по сравнению с апрелем 2020 года производство выросло на 18,4% в связи с увеличением производства легковых автомобилей (на 70,3% к апрелю 2020 года);
  • полупроводниковых приборов — спад на 49,9% к маю 2019 года и на 35,6% к апрелю 2020 года;
  • тяглового состава. В мае 2020 года изготовлено магистральных тепловозов на 52,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 47,4% меньше, чем в апреле 2020 года. Производство магистральных электровозов упало на 20,6% к маю 2019 года, превысив объемы апреля 2020 года на 17,4%;
  • стройматериалов. Выпуск обоев сократился на 56,1% к маю 2019 года, превысив при этом объемы апреля 2020 года в 2,3 раза. Изготовление керамических фасадных плиток и ковров из них уменьшилось на 49,6% по сравнению с маем 2019 года и на 18,2% по сравнению с апрелем 2020 года; строительного кирпича (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня для фасада — на 15,9% к маю 2019 года.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек