Экономика, 16 сен 2009, 18:05

Централизация в бюджете доходов от НДПИ решит сразу две задачи

Централизация в бюджете доходов от НДПИ позволит правительству одновременно решить две задачи: увеличить доходную часть федерального бюджета и выравнять ситуацию с региональными бюджетами. Такое мнение высказала РБК гендиректор компании "Бюджетные Финансовые Технологии" (БФТ) Алены Сало.
Читать в полной версии

Эксперт отметила, что ранее федеральный бюджет выравнивал бюджеты только бедных регионов, увеличивая их доходы через дотации, а теперь федеральный бюджет выравнивает и богатые регионы, уменьшая их доходы.

Напомним, что накануне Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате 18 сентября принять в первом чтении и в целом законопроект о централизации в федеральном бюджете доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (за исключением горючего природного газа) и увеличении перечисляемой в федеральный бюджет прибыли Банка России. Законопроект был внесен в нижнюю палату правительством РФ.

В связи с сокращением поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов, в целях обеспечения привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законопроектом предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ норму о зачислении в федеральный бюджет 100% доходов от НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением горючего природного газа).

В настоящее время 5% доходов от уплаты указанного налога подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ. Этот налог поступает в бюджеты 32 регионов. При этом общий объем поступлений в региональные бюджеты в 2008г. составил 79 млрд руб., что в среднем по стране составляет 2% налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ. НДПИ подлежит уплате по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику. В связи с этим доходы от данного источника поступают в бюджеты субъектов РФ крайне неравномерно и в большинстве субъектов не оправдывают расходов по их администрированию, говорится в пояснительных документах к законопроекту.

Минимизировать предусмотренные законопроектом возможные негативные последствия планируется путем компенсации выпадающих доходов. Бюджету Тюменской области дотации будут предоставляться в течение 4 лет, при этом в 2010г. компенсация выпадающих доходов составит 100%, в 2011г. - 75%, в 2012г. - 50%, в 2013г. - 25%. Компенсация выпадающих доходов остальным субъектам РФ, в бюджеты которых поступали доходы от НДПИ на нефть и газовый конденсат, составит в 2010г. 60%, в 2011г. - 40%, в 2012г. - 20%.

Законопроектом предлагается в 2010-2012гг. увеличить с 50% до 75% размер прибыли, перечисляемой Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд руб. ежегодно.

В документе предлагается также приостановить с 1 января 2010г. до 1 февраля 2012г. направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на формирование соответствующих фондов. В настоящее время в Банке России размещаются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а во Внешэкономбанке (ВЭБ) - средства Фонда национального благосостояния.

В соответствии с договорами с указанными банками доходы от управления средствами Банк России перечисляет в федеральный бюджет ежегодно в размере, фиксируемом по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения. ВЭБ доходы от управления средствами перечисляет в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом размещения. Затем указанные доходы направляются на формирование соответствующих фондов.

В этой связи действие норм Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми происходит направление доходов от управления средствами на формирование соответствующих фондов, предлагается приостановить с 1 января 2010г. до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми в ВЭБе, за IV квартал 2011г., а доходов от управления средствами фондов, размещаемых в Банке России, - за 2011г. Указанные меры позволят увеличить доходы федерального бюджета соответственно: в 2010г. - на 77,9 млрд руб., в 2011г. - на 86,4 млрд руб., в 2012г. - на 25,6 млрд руб.

Как ранее сообщал премьер-министр РФ Владимир Путин, дополнительные доходы федерального бюджета РФ в 2010г. от централизации доходов от НДПИ, перечисления доходов от управления средствами резервных фондов и прибыли Центробанка составят 144,4 млрд руб.

Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg