Поворот сибирских рек угрожает экологии и нефтегазовому бизнесу
Как подчеркнул академик, экологическими последствиями реализации данного проекта (напомним, предложенного президенту России мэром Москвы Юрием Лужковым) станут изменение климата, заболачивание и подтопление территории Западной Сибири с учетом прогноза глобального потепления. Кроме того, загрязненные реки, такие как Обь, Иртыш, Тобол, вряд ли подойдут для орошения полей Средней Азии.
В свою очередь, заместитель директора института географии РАН Никита Глазовский выразил мнение, что экологические последствия проекта поворота сибирских рек в Среднюю Азию оценить невозможно, поскольку он плохо проработан. С другой стороны, по его словам, в Средней Азии необходимо навести порядок в водопользовании и изыскать внутренние ресурсы для удовлетворения потребностей в воде.
А председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров заявил сегодня, что реализация проекта поворота сибирских рек вызовет отток нефтегазового бизнеса из Западной Сибири. По словам сенатора, нефтегазовые компании выступают категорически против данного проекта, поскольку это приведет к дефициту воды, необходимой для добычи углеводородных ресурсов. Кроме того, по словам Александра Назарова, Обь уже загрязнена нефтью, поэтому ее нельзя использовать для орошения полей Средней Азии. В целом, подчеркнул сенатор, идея поворота рек вспять преступна. К тому же, по его словам, в Средней Азии достаточно своей воды.
Александр Назаров также сообщил, что данный проект должен обсуждаться с участием представителей Арктического совета (в него входят все страны, "прилегающие" к Арктике), поскольку снижение стока сибирских рек изменит природные условия в Арктике. Представитель верхней палаты российского парламента предположил, что Арктический совет не поддержит этот проект.
Как уже сообщалось, с предложением вновь рассмотреть проект поворота сибирских рек в Среднюю Азию выступил Юрий Лужков. По его мнению, в рамках проекта на реке Обь может быть построена водозаборная станция, от которой вода по каналу будет поставляться потребителям нескольких российских областей, а также в Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркменистан.